Были в среду, 22-го в МГИМО на семинаре Натальи Лосевой (
n_loseva), директора интернет-проектов
Агентства РИА Новости. Точнее, это было открытое заседание кафедры Мировой журналистики, т.е. студенты, аспиранты, преподы, декан ФМЖ
Ярослав Львович Скворцов ну и всякие разные "мы из "Фомы".
Разговор шел об интернет-журналистике.
Кое-что общее из проговоренного есть в
этой презентацииНу а если тезисно:
- назрели системные перемены в технике, ритме жизни, восприятии иинформации
- мотивация к развитию одна - видим ли мы себя (каждый конкретно) в профессии через 10 лет или нет..
- измнились законы и правила работы с информацией: увеличились ее количество, ее доступность. С одной стороны, информацию дешевле и проще выносить на аудиторию, с другой - потребитель также не платит за нее.
- небольшой экскурс в изменение специфики ИА, переход от работы В to B к B to C...
- появление "юзерского контента", возрастание роли "маленькой прессы" как ньюсмейкеров
- у интернет-СМИ нет дэдлайнов и экономических границ;
- почасовые особенности аудитории: поздний вечер (по Мск) - эмигрантская офисная аудитория,
поздняя ночь - офисы Дальнего Востока,
6 утра - офисы Урала, и тп
- технологии движутся в сторону универсального девайса для всей информации (тк в эту сторону движется интерес человека - получать информацию "где приспичило"), новые технологии доставки информации до потребителя потребуют новых форм подготовки и структуризации информации;
- на рынке СМИ появляются тенденции (и даже "требования рынка") к сотрудничеству и взаимодополнению между медиа (обмен трафиком, включение чужих РСС)
- потребность аудитории (и, значит, - задача к исполнению для СМИ) - синхронизация новости с событием (прильнув к мониторам мы жадно следим как рушатся рынки и падают со стола ценные бумаги)
- несколько граней события: аудио, видео, текст, инфографика, т.е. конвергенция...
- противоречивость интересов и требований аудитории: надо чтобы информация была кратко, быстро, но с глубоким анализом.. и тп
- в связи с этим изменяются требования к самому журналисту и его проф обязанностям и проф возможностям. И тут возникают два пути (есть конечно и третий, но это наш козырь в рукаве!): либо конвергентный журналист (одной рукой пишет, другой - снимает фото, третей - делает стендап, четвертой - панораму с места событий...) Когда по этому пути пошла одна редакция (вот честно не помню - FT или BBC), из нее ушло 70% сотрудников (и начальство сразу отреагировало фразой, что мол, распрощались с балластом...). Второй - узкие специалисты, но в условиях новых вызовов они не конкурентоспособны (слишком большой штат...).
- но есть Третий вариант - журналист как информационный режиссер (в принципе, частично сейчас этим занимаются большинство редакторов - ЕИ), который держит в голове замысел истории, и насыщает ее мультимедиа...
- драматургия события, история новости
(вообще, для меня из всего семинара вот это было новым - что информагентства все просчитывают: имеют "расписание" разработки инфы и ее подачи, скажем новость о падении самолета будет отрабатываться по схеме (примерной!):
"история -х двух часов катастрофы", "история следующего дня", "история через неделю", "черные ящики"
- проблемы:
- навыки людей
- законы жанра
- сырье
- сложность и дороговизна (для сбора информации и современного оформления)
- разные циклы подготовки информации
- права
- меняющаяся среда
- рост потребностей и претензий аудитории
- нет опыта чужих ошибок
- преимущества:
- движение к единому конвергентному читателю
- общий язык с аудиторией
- заход на формирующийся рынок рекламы (под влиянием кризиса реклама модет переместится в инет, тк здесь дешевле цена контакта)
- мы на В О Л Н Е!!!
Воросы и ответы были о том, что "страшно далеки мы" и от среднего читателя, который голосует рублем за журнал "Вестник "ЗОЖ", и от остальной России, где платный трафик, а безлимитка оставляет брешь в бюджете. О том, что у печатных СМИ рушится подписка, и многие (на Западе) уже издают бумажную версию - как ревю интернет-выпусков, и редакции объединяют, и нацеливают прежде всего на инет. Что с ростом блогопишущих и фотоснимающих увеличивается количество графоманов обоего вида, но, вроде как, рынок все отрегулирует.. Что есть проблема фальсификации, и тут одна гарантия - авторитет СМИ. Что бумажные СМИ все равно никуда не денутся, и я думаю, потому, что финская полиграфия так приятно па-а-ахне-е-ет!
Как думаете, насколько эти тенденции характерны для нашего поля деятельности? У нас ведь очень разный читатель: одни об интернете и не слышали, а другие только благодаря ему и читают "Фому"...