Раз уж вчера была годовщина первого сражения Войны за независимость - битвы при Лексингтоне и Конкорде, вспомнился неплохой, но несправедливо раскритикованный и забытый фильм - "Революция" 1985 года с Аль Пачино, Дональдом Сазерлендом и Настасьей Кински.
Фильм оказался разгромлен критиками и крайне негативно принят зрителями - при бюджете 28 миллионов, сборы составили 358 тысяч долларов. Как представляется, такая реакция была связана не столько с художественными достоинствами ленты, сколько с подчеркнуто ревизионистским духом повествования.
По существу, создатели фильма покусились на один из краеугольных камней американской идентичности - Американскую революцию.
В центре повествования - судьба простого колониста Тома Добба и его сына Неда, против своей воли оказавшихся втянутыми в конфликт между британскими войсками и колонистами.
В чем же американцы увидели посягательство на свою национальную мифологию? Во-первых, на примере главного героя показано, что значительной части жителей колоний было в общем-то наплевать на конфликты с метрополией, их не трогали призывы о борьбе с тиранией. Во-вторых, ярко показаны характеры лоялистов (а их было около 20% населения колоний) поддерживавших метрополию. В-третьих, вместо хэппи-энда мы видим, что несмотря на свое участие в войне, главный герой не получил обещанных земель за западе, проданных Конгрессом спекулянтам в счет военных долгов. Наконец в-четвертых, батальные сцены демонстрируют не примечательные героизмом колонистов сражения при Банкер-Хилле, Саратоге или Трентоне, а позорное поражение в битве на Лонг-Айленде.
Click to view
Не сказать при этом, что противники показаны сколь-нибудь лучше. Богатые лоялисты представлены беспринципными негодяями, британские аристократы надменным снобами, презирающими колонистов. Британская армия выглядит как отлаженный и эффективный, но безжалостный механизм, основанный на палочной дисциплине и телесных наказаниях, строгой субординации и терроре местного населения.
В общем, режиссер Хью Хадсон пострадал за чрезмерный реализм и стремление к исторической правде. "Революция" этим напоминает "Врата рая" оскароносного Майкла Чимино, столь же честно и беспристрастно показавшую трагическую судьбу европейских иммигрантов вставших на пути богатых скотоводов.