Несите бремя белых

Jan 28, 2013 17:44

Продолжая разговор о кинематографе ( http://folkvald.livejournal.com/48820.html). Пока в СССР снимали "Цирк", Голливуд и британский кинематограф воздавали дань памяти британскому империализму. Во второй половине 30-х гг. выходят три фильма, посвященные тяжелым будням защитников Империи, "над которой никогда не заходит солнце".





В 1935 году выходит экранизация романа британского офицера Фрэнсиса Йетса-Брауна "Жизнь бенгальского улана", главную роль в которой исполнил звезда голливудского кинематографа Гэри Купер. Действие фильма (и романа) происходит в начале XX века на территории Британской Бенгалии. По сюжету фильма, лейтенанты 41-го уланского полка МакГрегор, Стоун и Форсайт пытаются предотвратить восстание индусов и блокировать попытки местного вождя захватить 2 млн. патронов у дружественного эмира Гопала. Лента получила 8 номинация на Оскар и вошла в золотой фонд американского кинематографа.
Другая примечательная лента - экранизация баллады Редьярда Киплинга "Ганга Дин" увидела свет в 1939 году. Главные роли исполнили Кэри Грант, Виктор МакЛаглен и Дуглас Фэрбенкс. События фильма происходят в начале XX века, на севере Индии, где разворачивается борьба британских войск с крупной бандой тугов - последователей культа богини Кали. В центре повествования - судьба трех  британских офицеров и бхисти (водоноса) Ганги Дина, готового рисковать жизнью за право носить мундир британской армии и служить под командованием белых офицеров.
В том же году вышла вторая экранизация романа Альфреда Мэйсона "Четыре пера", снятая британским режиссером венгерского происхождения Золтаном Кодрой. Во время Суданской кампании, сын бригадного генерала Хэрри Фэвершэм должен отправиться во враждебный Судан, кишащий последователями Махди, чтобы спасти свою честь, и снять с себя обвинения в трусости. Классическая экранизация конечно не идет ни в какое сравнение с убожеством 2002 года, снятое индусом Шекхаром Капуром, засунувшим негров-помощников и антибританский пафос в классический, пропитанный духом белого колониализма приключенский роман. Завершается же фильм легендарным сражением при Омдурмане.
Конечно, история Британской империи еще не раз стала объектом внимания американо-британских кинематогрофистов. В 62-м году вышел "Лоуренс Аравийский", в 1975 прекрасный "Человек который хотел стать королем" еще одна экранизация Редьярда Киплинга, с Шоном Коннери и Майклом Кейном в главных ролях. Были и упоминавшиеся ранее "Зулусы" с тем же Майклом Кейном. Но именно во вторую половину тридцатых еще здравствующая Империя была показана во всем блеске ее колониального величия.

Британская империя, кинематограф

Previous post Next post
Up