Дооктябрьский период
Вопросы
1. Общая характеристика обстановки в России
конца XIX - первых лет XX веков.
2. Пресса России в 1900 - 1914 гг.
1. Общая характеристика обстановки в России конца XIX - первых лет XX веков
После отмены крепостного права (1861 г.) Российская империя фактически встала на путь капитализма, а уже к концу Х1Х века этот путь стал уже бесповоротным и окончательным. Другое дело - осложнения и ухабы в развитии капитализма в сугубо аграрной, полуфеодальной, общинной и православной по духу России. Стране огромной, многонациональной и многоконфессиональной, необыкновенно пестрой по обычаям и традициям ее народов, с отсутствием у большинства населения грамотности, а на большинстве территории - нормальных дорого, не говоря уже о железнодорожном транспорте.
Особая проблема на путях развития капитализма - тормоза и препятствия в виде «пережитков» старого, уходящего строя, пассивность «строителей», иная, чем в странах классического капитализма на Западе ментальность народа.
Вслед за реформой 1861 года в деревнях стали появляться общины, основой функционирования которых была общинная (а не частная!) земельная собственность. Коллектив следил за равным разделом на индивидуальные участки и трехпольной системой пашни, при которой одна ее часть засевалась озимыми, вторая - яровыми, а третью оставляли под паром. Между тем переход к капитализму в деревне мог произойти только после расслоения сельских жителей на буржуазию (кулачество) и пролетариат (батраков). Этот процесс был естественным, он происходил во всех странах, однако капитализм в России и все сопутствующие его появлению процессы имели множество своеобразных особенностей. Показали они себя и в процессе перестройки помещичьих хозяйств и самих классов помещиков и дворян.
Тем не менее уже в начале XX века российское промышленное производство было пятым по величине во всем мире. При этом отечественная экономика являлась первой по показателям роста. Начало капитализма в России осталось позади, теперь страна спешно догоняла самых передовых конкурентов. Лидирующее положение империя занимала и по показателям концентрации производства. Ее крупные предприятия являлись местами работы более половины всего пролетариата. Положение же последнего, как и большинства крестьян, было весьма тягостным, если не сказать бедственным. Все это не могло не вызывать идеологических, социальных, экономических и политических противоречий и классовых столкновений внутри страны.
Усилившееся во второй половине 90-х годов XIX века рабочее стачечное движение создавало почву для распространения революционных идей, идеологии марксизма, для создания социал-демократического движения. Особое внимание следует обратить на тот факт, что идеология народничества, привлекавшая в прежние десятилетия умы части русской интеллигенции, себя исчерпала, политический террор не принес ожидаемых результатов. После убийства Александра II в 1881 г. революционное движение народников было обескровлено. Позднее народничество так и не смогло вернуть себе былое влияние в обществе. В поисках нового мировоззрения часть русской интеллигенции обратились к учению К. Маркса, которое было известно в России с 1870-х годов. В 90-е годы труды Маркса изучали в рабочих кружках, его идеи положили в основу своей деятельности соратники Г.В. Плеханова и В.И. Ленина, возглавившие лагерь «революционных марксистов».
Обратили внимание на учение К. Маркса и многие представители российской интеллигенции, которые видели, что вопреки утверждениям народников о самобытном пути России, о возможности миновать капиталистический этап развития, Россия уже вступила на этот путь. В трудах Маркса об экономических формациях они пытались увидеть картину лучшего будущего страны, но прийти к этому будущему хотели не революционным, а реформистским путем. Этих людей тогда называли «легальными марксистами». Среди них были экономисты, философы, публицисты, снискавшие впоследствии мировую известность: П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.И. Туган-Барановский и др. Все они активно занимались журнализмом. Особенно активно работал П.Б. Струве, и не только как публицист, но и как издатель и редактор.
90-е гг. XIX века для развития русской журналистики - это период знаменательный. Ведущую роль в системе прессы начинают играть газеты, количество которых стремительно росло. Если рубеж XVIII-XIX вв. «пережили» только две газеты, то в 1891 г. издавалось 70 ежедневных и 226 не ежедневных газет. К 1912 году ежедневных стало 417, из них 10 выходили два раза в день - утром и вечером.
Периодические издания 1890-х годов по своим направлениям распределялись следующим образом.
· На крайнем «правом» фланге стояли: газета «Московские ведомости» («хранительница дворянских интересов», по определению журнала «Вестник Европы») и после смерти своего издателя М.Н. Каткова сохранившая репутацию консервативного, охранительного органа; и газета князя В.П. Мещерского «Гражданин», который хотел быть органом дворянства. Идеи монархизма поддерживали газеты «Свет», «Новое время», журнал «Русский вестник».
· Умеренно оппозиционная пресса была представлена журналами «Вестник Европы», «Русская мысль», «Биржевые ведомости». Самым популярным оппозиционным изданием была московская газета «Русские ведомости» - «орган русской интеллигенции». Заметным оппозиционным изданием на рубеже веков стал московский «Курьер» - одна из первых городских демократических газет. В «Курьере» сотрудничали известные русские журналисты и писатели: Л. Андреев, А. Серафимович, В. Гольцев, Н. Ашешов и др.
· На «левом» фланге были издания «легальных марксистов» - журналы «Новое слово», «Начало», «Жизнь» (которые очень быстро были закрыты правительством, кроме журнал «Мир Божий», в котором печатались П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков и др.). Самым «левым» «анархическим» изданием считался журнал «Русское богатство», в котором сотрудничали видные деятели позднего народничества во главе с Н.К. Михайловским. На этом же «левом» фланге находилась революционная газета «Искра» - орган РСДРП, а с конца 1900 года прибавилось печатное издание эсеров (партии социалистов-революционеров России) «Революционная Россия».
«Искра» продолжила традицию герценовского «Колокола» - оппозиционного зарубежного издания для русской интеллигенции. Она начала выходить в Лейпциге в 1900 году. Затем ее типография переносилась в Мюнхен, Лондон, Женеву. Эпиграфом к первому номеру «Искры» послужили слова Пушкина из его послания в Сибирь декабристам: «Из искры возгорится пламя».
- сначала в России, а с 1902 года - в Женеве.
В 1903 году отмечалось 200-летие русской журналистики. Почти все газеты и журналы публиковали статьи о ведущих органах российской прессы, начиная с «Ведомостей», учрежденных Петром I, но в основном празднование вылилось в разговор о бесправном, угнетенном положении прессы в России.
В августе 1904 г. министром внутренних дел стал П.Д. Святополк-Мирский, который провозгласил «эпоху доверия» правительства обществу, слегка ослабил цензуру, разрешил съезды земских деятелей и т.д. Осенью началась, по выражению крупного издателя А.С. Суворина, «правительственная весна», давшая возможность открыто обсуждать такие проблемы, о которых раньше запрещалось даже упоминать.
В январе 1904 года Япония разрывает дипломатические отношения с Россией и 27 января 1904 года нападает на военные корабли под Порт-Артуром. Это было начало русско-японской войны, в которой Россия, несмотря на массовый героизм армии и флота, потерпела позорное поражение. Тем более обидно, что вооруженные силы России в целом были значительно мощнее, чем у противника. Иное дело - вооружение российской армии и флота, готовность тыла, экономики, общества к военным испытаниям.
Значительно лучше и подготовилась к войне Япония, военная программа которой к 1904 г. была перевыполнена. Армия была хорошо вооружена и обучена, войска имели тяжелую и горную артиллерию. Определяющее значение в русско-японской войне имело превосходство на море. Главное превосходство японского флота состояло в качестве кораблей - они были новейшего типа, быстроходны, с лучшим артиллерийским вооружением. Кроме того. Был целый ряд неблагоприятных факторов (удаленность от своих основных баз на 8 тыс. км, недооценка военной силы противника, внезапность первого удара, слабость армейского командования и др.), которые привели к поражению России в этой войне.
Хотя Россия понесла относительно небольшие территориальные потери, поражение в войне существенно подорвало престиж власти Николая II. Кроме этого война с Японией усугубила тяжелое внутриполитическое положение страны, ухудшило материальное положение большинства населения, создала благоприятный психологический фон для нарастания революционных событий. Различные круги оппозиции консолидировались вследствие как недовольства нерешенными социальными проблемами, так и обостренного чувства национального унижения в связи с позорным поражением в войне. К 1905 г. Россия предстала страной с многочисленными противоречиями и социально-экономическими и политическими контрастами.
Началом революции стали события, вошедшие в историю под названием «Кровавое воскресенье» - 9 января 1905 г., когда на Дворцовой площади были расстреляны сотни людей, пришедших с петицией к царю. Прошли возмущения в армии и на флоте. В июне 1905 года произошло восстание на броненосце «Князь Потемкин Таврический». Осенью революция охватила всю страну. 6 декабря 1905 г. в Москве произошло вооруженное восстание. Но к началу 1906 года властям удалось справиться с положением. Начался спад революционных выступлений.
17 октября Манифест Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором провозглашались «незыблемые основы гражданской свободы»: неприкосновенность личности, свобода слова, совести, собраний и союзов. Было обещано создание Государственной думы с законодательными правами; существенно расширялся круг избирателей.
Революция оказала существенное воздействие и на духовную жизнь общества. Она политизировала миллионы людей, а часть русской интеллигенции, увидев русский бунт, его масштабы и результаты, стала задумываться об иных альтернативах разрешения целого ряда коренных российских проблем. В то же время радикальные политические организации объявили первую русскую революцию подготовкой к новому штурму самодержавия.
Революция 1905-1907 гг. потрясла основы самодержавного государства. Впервые за всю историю России в Манифесте рос. императора от 17 октября 1905 г. были провозглашены демократические свободы, в том числе свобода слова. Во времена противостояния правительства и восставших журналистика впервые за 200-летнюю историю своего существования осознала себя в качестве третьей силы, выполняющей свои профессиональные задачи: информировать население о происходящих событиях, отражать настроения общества, а не только участвовать в революции на стороне одной из борющихся сторон.
«Медовым месяцем свободы печати» называли современники короткий период между 17 октября, когда был обнародован царский Манифест, до 24 ноября 1905 года, когда появились «Временные правила о печати», регулировавшие положение прессы рамками закона.
Временные правила о печати (1905) - документ, утвержденный императором Николаем II, согласно которому предварительная цензура была отменена, но печать по сути осталась бесправной. С 1907 г. к периодическим изданиям, нарушающим запреты и ограничения, стала применяться система административных взысканий (штрафы, арест редактора).
=========================
В поисках нового мировоззрения часть русской интеллигенции обратилась к учению К. Маркса. В его трудах пытались увидеть картину будущего страны, но прийти к этому будущему хотели не революционным, а иным путем. Среди них были экономисты, философы, публицисты, снискавшие впоследствии мировую известность. Этих людей называли «легальными марксистами».
Струве Петр Бернгардович (1870-1944) - русский экономист, философ, историк, публицист. Теоретик легального марксизма, один из лидеров кадетов. Редактор журналов «Освобождение», «Русская мысль». Участник сборника «Вехи». Струве в 1890-е гг. редактировал также журналы «Новое слово» и «Начало», которые вошли в историю прессы как издания «легального марксизма». Активно сотрудничал также в журналах «Жизнь» и «Мир Божий». В 1902 году П.Б. Струве создал за границей журнал «Освобождение», вокруг которого объединились будущие конституционные демократы (кадеты). В декабре 1905 года Струве выпустил новый для России тип политического еженедельника «Полярная звезда». С 1908 года Струве стоял во главе солидного «толстого» ежемесячника «Русская мысль», издавать который он продолжал в эмиграции до 1924 года. Во время Гражданской войны являлся членом Особого совещания при генерале А.И. Деникине, издавал одну из газет Белой армии. В эмиграции выпускал известный журнал «Возрождение».
Бердяев Николай Александрович (1874-1948) - русский религиозный философ, публицист, сторонник легального марксизма, духовной свободы личности. Идейный противник марксизма и коммунизма. Автор многих работ по социальной философии, истории. Один из авторов «Вех». В 1922 г. выслан за границу.
Розанов Василий Васильевич (1856-1919) был одним из первых, кто начал разговор о необходимости переосмысления наследства шестидесятников. В.В. Розанов - русский философ, писатель, публицист; один из представителей русского религиозного ренессанса. Розанов публиковался в русских газетах и журналах разного толка. Он печатался под 47-ю псевдонимами, самый известный из них - В. Варварин. В июле 1891 г. Розанов написал для газеты «Московские ведомости» четыре воскресных фельетона. Одни из них - «Почему мы отказываемся от «наследства 60-70-х годов?», «В чем главный недостаток «наследства 60-70-х годов?». В этих статьях Розанов утверждал, что поколение 60-х годов растеряло вечные идеалы, которые «с отдельными поколениями не исчезают».
Что же это за идеалы? По мнению Розанова, основная ошибка поколения отцов в том, что они хотели строить и перестраивать жизнь человеческую «по грубым потребностям человека». Они потеряли «живую человеческую душу», «мир поэзии, религии и нравственности остался навсегда закрытым» для людей 60-70-х гг. Именно этот мир надлежало открыть «детям» - поколению рубежа веков.
Большой общественный резонанс статьи Розанова вызвали позже - в самом конце XIX века.
Михайловский Николай Константинович (1842-1904) - русский социолог, публицист, литературный критик, народник. Один из редакторов журналов «Отечественные записки», «Русское богатство». В конце 1870-х гг. близок к «Народной воле». В 1890-е гг. с позиций «крестьянского социализма» выступал против марксизма.
Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) - русский религиозный философ, поэт, публицист. Проповедовал идеал всемирной теократии, учение о «мировой душе». Оказал большое влияние на русский идеализм и символизм.
В начале XX века модернизм в литературе, живописи, архитектуре, театре занял прочное положение, оказал большое влияние на уникальную творческую и духовную атмосферу этого периода, который получил название серебряного века русской культуры.
Родионова Т.С. История российской журналистики дооктябрьского периода в зарубежных исследованиях // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2010. №3. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-rossiyskoy-zhurnalistiki-dooktyabrskogo-perioda-v-zarubezhnyh-issledovaniyah (дата обращения: 20.11.2023).