Новосибирский комсомолец, Орленок и Скат

Feb 11, 2010 21:34

После посещения центрального аэродрома имени Фрунзе, мы с propeler-vit хотели посетить музей ВМФ... А если быть более точным, то подводную лодку проекта 641Б "Сом". В силу ряда причин, было решено отложить посещение подводной лодки на неопределенное время!
Однако, пару кадров я сделал!










Помимо подводной лодки, на территории музея находится Экраноплан "Орленок"...



... и десантный штурмовой катер «Скат» на воздушной подушке

Далее статьи из Викпедии:
История подводной лодки "Новосибирский комсомолец".
Подводная лодка проходила службу с 1981 года в боевом составе Северного флота. Лодка была построена в 1980 году на заводе «Красное Сормово» в городе Горьком (ныне Нижний Новгород). За время несения службы она совершала боевые походы в Средиземное море, выполняла задачи боевой службы в Северной и Южной Атлантике, у западного побережья Африки, а также осуществляла патрулирование советских и российских границ в Баренцевом и Норвежском морях, неоднократно удостаивалась звания лучшего корабля Северного флота. После её списания в 1998 году из состава Военно-морского флота лодка была выкуплена московскими властями в качестве экспоната будущего музея истории отечественного флота и кораблестроения в Москве. В начале 2000 года в Северодвинске (Архангельская область) на производственном объединении «Севмаш» по заказу Правительства Москвы началось переоборудование субмарины. К концу 2001 года основные работы по снятию вооружения были завершены. Лодка была отбуксирована к грузовому причалу Северного речного порта Москвы и на несколько лет практически заброшена. В зимние периоды существовала реальная угроза сдавления льдами и затопления. Плавучесть судна все это время поддерживалась героическими усилиями малочисленного экипажа. В начале 2003 года лодку планировали установить у причала на набережной Тараса Шевченко в районе пешеходного моста «Багратион», но затем Постановлением Правительства Москвы № 969-ПП от 18 ноября 2003 года было окончательно решено установить лодку на нынешнем месте. В интерьере подводной лодки многое изменено. Самое большое несоответствие реальности - проемы в переборках между отсеками лодки для того, чтобы инвалиды на колясках смогли посетить этот музей. В подводной лодке полностью сохранены шесть торпедных аппаратов, а также часть мин и торпед. Центральный пост управления лодкой превращен в экспозиционный зал, в котором посетители смогут познакомиться с условиями жизни экипажа. В зимний период рубка подводной лодки по соображениям безопасности - обледеневают ступени - закрыта для осмотра.

Экраноплан "Орленок".
Конструкция и назначение.
Аэродинамическая компоновка крыла оптимизирована для полёта, с использованием экранного эффекта, когда под летящим на высоте нескольких метров самолётом образуется сжатие воздуха, увеличивающее подъёмную силу: большой угол атаки крыла малого удлинения 3.25 со стреловидностью 15°. Мощная механизация крыла используется на взлёте для создания воздушной подушки. Экранолёт вооружён турельно-башенной пулеметной установкой «УТЕС-М»(два пулемета НСВТ калибра 12,7 мм). Экипаж десантного экраноплана состоит из 9 человек. «Орлёнок» предназначен для переброски морских десантов на дальность до 1500 км, он взлетает при высоте волн до 2 метров и развивает скорость 400-500 км/час. Погрузка и выгрузка людей и техники осуществляется через откидывающуюся вправо носовую часть. Аппарат способен принять на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две бронированные машины (танк, БТР, БМП). Благодаря конструктивной схеме, экраноплан может свободно преодолевать минные и сетевые защитные заграждения просто перелетев над ними.В отличие от экраноплана КМ, «Орлёнок» мог на долгое время отрываться от экрана и подниматься на высоту до 2000 метров.
Испытания.
В 1972 году начались лётные испытания «Орлёнка», в ходе которых он продемонстрировал свою живучесть. В одном из полётов от удара о воду у экраноплана оторвалась корма с килем, горизонтальным оперением и маршевым двигателем. Однако пилоты вовремя среагировали, увеличив обороты носовых взлётно-посадочных двигателей, и смогли довести машину до берега. После этой аварии хрупкий конструкционный материал К482Т1 был заменён на алюминиево-магниевый сплав АМГ61.

Всего было построено пять экранопланов типа «Орлёнок»:

«Дубль» - для статических испытаний; отправлен на слом;
С-23 - первый лётный прототип из сплава К482Т1; после аварии отправлен на слом;
С-21 (1977 год), списан в 2007
С-25 (1980 год), списан в 2007
С-26 (1983 год), списан в 2007
Все «Орлята» вошли в состав авиации ВМФ, на их базе была сформирована 11-я отдельная авиагруппа непосредственного подчинения Главному штабу морской авиации. Серия экранопланов С-21, С-25 и С-26 была установочная: планами развития ВМФ СССР предусматривалось строительство 120 «Орлят». В 1984 году умер министр обороны Д. Ф. Устинов, который поддерживал идею строительства флота десантных экранопланов. Новый министр обороны С. Л. Соколов закрыл программу, пустив освободившееся деньги на строительство атомных подводных лодок. Четыре изготовленных экземпляра «Орлёнка» до 2007 года находились (в разной степени разукомплектованности) на базе ВМФ в городе Каспийск. В июне 2007 года наиболее уцелевший экземляр был отбуксирован по Волге в Москву, где был установлен в музее ВМФ.

Про Скат совсем мало информации...
Проект десантных катеров на воздушной подушке 1205 «Скат» был разработан в ПКБ «Алмаз» в конце 1960-х гг., а в серию катера пошли с 1969 г. Главным конструктором был Л. В. Озимов. Со стороны ВМФ за ходом разработки и строительства катеров проекта наблюдал капитан 2 ранга В. А. Литвиненко. Десантные катера проекта рассчитаны на перевозку 40 человек десанта. Масса 27 т, скорость 50 уз, суммарная мощность трех двигателей 1720 кВт. "Скат" стал первой серийной советской "подушкой". В 1970 - 1972 гг. на его базе были построены и испытаны три поисково-спасательных катера для отряда космонавтов. Они имели каюту для отдыха космонавтов после полета и операционную для оказания, при необходимости, медицинской помощи. “Скаты” использовались на мелководных и усыхающих акваториях Аральского и Каспийского морей в течение 12 лет. В 1979 - 1980 гг. на замену катеру “Скат” и как его дальнейшее развитие строился десантно-высадочный катер на воздушной подушке “Омар” (проект 1209)... Но это, уже совсем другая история!

The END! :)

olympus c770, датыфотограф

Previous post Next post
Up