Учеба на SSJ-100 (RRJ-95B). Часть 1. Ground course

Nov 05, 2013 13:40

Учеба началась! 28.10.13 мы все собрались перед Илюшинскими проходными ЛИИ Громова в Жуковском в 8.30. Небо нас приветливо встретило красивым восходом

Пол часа ушло на выписывание пропусков и беседу с одним из руководителей Московии, который отвечает за переучивание. Он нам вкратце описал процесс учебы и раскрыл некоторые детали. Так же нас порадовали приятной новостью - в процессе учебы нам будут платить стипендию 30 000 рублей в месяц! Это даже больше чем в Аэрофлоте. Пропуска были готовы и мы прошли через проходную, где нас уже ждал автобус "Сухого", чтобы довезти до учебного центра. В дальнейшем, изучив местные "тропы" мы уже ходим пешком, т.к. путь, длинной в 10 минут, проходит по интересным авиационным местам :). На территории ЛИИ действует строгая пропускная система - войти можно только по пропуску и только на той проходной, для которой он выписан. После проверки паспорта тебя допускают на территорию. Территория ЛИИ огромна. Помимо самой длинной в Европе полосы в 5 400 м (ВПП 12/30) здесь расположено само ЛИИ, база МЧС, и ангары всех российских производителей самолетов (ТУ, ИЛ, СУ и другие). На стоянках ЛИИ можно увидеть несколько ТУ-144, ИЛ-76 разных модификаций, Ту-334, Ту-204 и другие.

Учебный центр Сухого расположен в здании, основное пространство которого - ангар, где перед передачей заказчику, доводят до финальной готовности и полной исправности Суперджеты, прилетевшие с завода, который расположен в Комсомольске-на-Амуре или с Ульяновска, где производится покраска Суперджетов. Вокруг ангара пристроены офисные здания, в которых располагаются как сотрудники ЗАО "ГСС" (Гражданские Самолеты Сухого - разработчик и изготовитель Суперджетов), так и Учебный центр компании "Superjet International", который занимается обучением пилотов, техников и бортпроводников на этот тип. Внутри зданий все чисто, светло и красиво.

Вся учеба будет состоять из трех этапов:
- Ground course + FPTD (14 дней)
- MCC course + FTD (2 дня MCC + 8 дней FTD)
- Type rating course (FFS) (12 дней FFS + 1 день аэродромные полеты)

Сейчас начался первый этап. Ведет курс инструктор Павел Казанков (обладатель европейской ATPL лицензии, имеет допуски на А-320 и на RRJ-95. Бывший военный летчик. До работы в Суперджет Интернешнл несколько лет жил и работал в Италии летным инструктором).


в середине недели к нему присоединился Кирпиченко Олег. Оба инструктора прекрасно знаю самолет, отличия его от других самолетов, работу всех систем в разных версиях авионики (не секрет, что ранние версии самолета выпущены с несколько урезанным набором функций FMS и систем, поэтому нам надо знать работу обеих версий). Спокойным голосом очень доходчиво и понятно объясняют как саму теорию, так и отвечают на наши вопросы, которые у нас возникают в процессе учебы. Помогают систематизировать знания и не превратить голову в "мусорное ведро" (в которой будет хоть и вся информация, но расположенная хаотично), рассказывая на что делать акцент на разных стадиях учебы и на что не налегать на ранних этапах (например, на первом курсе - главное изучить работу всех систем, понять из чего состоят процедуры и научиться их выполнять, но при этом не надо учить процедуры наизусть сейчас, т.к. это будет необходимо на втором этапе учебы, QRH читать и понимать для чего он, но не более - учиться им пользоваться будем на втором и третьем этапе учебы). Поскольку неправильная расстановка приоритетов в учебе может отрицательно сказаться на всем процессе обучения.
Учеба длится 14 рабочих дней и каждый день состоит из 2 частей - теории (изучаем по компьютерной программе обучения - CBT и Руководству по летной эксплуатации системы самолета) и практики на самом простом тренажере FPTD (Flight Procedure Training Device)


На этом тренажере мы отрабатываем процедуры, которые пилоты выполняют в кокпите самолета в реальной жизни - подготовка кабины, подготовка FMS (маршрутный компьютер самолета, который отслеживает всю необходимую для полета информацию - направление и высоту полета, необходимые скорости для взлета, набора высоты, снижения и полета, топливо и его расход, планирование и изменение маршрута, выбор полос для взлета и посадки, выбор схем вылета и прилета, радио) к полету, запуск двигателей, руление, взлет, полет и все его возможные фазы, снижение и заход для посадки, руление после посадки, парковка самолета и выключение всех систем и конечно же использование карт контрольных проверок (check lists). Первые пару занятий все было необычно и было ощущение, что все это выучить и правильно выполнять никогда не научимся. Однако с каждым последующим днем процедуры запоминались все легче и многие вещи выполнялись по памяти без подсказки. Но тренажерная часть занятий хотя и сложная, но самая интересная. Пока мы разбиты на 2 группы по 4 человека (по 2 экипажа на группу) и каждое занятие либо первый экипаж "летает", либо второй. После обеда группы меняются местами - первая группа с тренажера идет в класс учить системы, а вторая - на тренажер.

Учеба начинается в 9 утра и заканчивается в 16.30. Обед или с 12 до 13 или с 13 до 14 - зависит от того, где учился утром - на тренажере или в классе.
Обедали первый день в столовой Сухого. Комплексный обед стоит около 120 рублей. Готовую еду ежедневно привозят две тетушки в пластмассовых контейнерах и ее можно разогреть в 5 микроволновках, стоящих в обеденном зале. Но качество еды нам не очень понравилось (хотя не могу сказать что еда плохая, но нам показалась не вкусной). На второй день мы отправились в Илюшинскую столовую. Такой столовой я не видел давно - мне она напомнила времена СССР - как по внешнему виду самой столовой, так и по еде. Но здесь нам понравилось больше. Некоторые (немногочисленные) блюда откровенно не вкусные, но зато все остальное, несмотря на свой "совковый" вид гораздо вкуснее, чем в столовой Сухого. И мы теперь ежедневно обедаем в этой столовой. Цены выше процентов на 50, но нам сделали скидку и разницы почти нет.

На 4 день учебы нас инструктор отвел в ангар, где доводятся до нужных кондиций Суперджеты. Показал все системы (благо самолет был почти расчехлен и был визуальный доступ почти ко всем системам двигателя и планера), объяснил на что обращать внимание при визуальном осмотре самолета перед вылетом. Самолет вблизи оказался больше, чем я себе его представлял. Фото из ангара выкладывать не буду, т.к. визит был неофициальный и вполне возможно, что некоторые стоящие в ангаре самолеты, могут раскрыть какую-нибудь информацию Сухого, которую разглашать без официального разрешения не следует.
После визуального осмотра самолета (который предназначается для передачи в Рособоронэкспорт и имеет VIP салон), мы поднялись на борт другого Суперджета, который в версии "Лайт" в свое время летал в Аэрофлоте, а сейчас, после его замены на "фулл" версию, предназначен для передачи новому собственнику. Внутри мы осмотрели салон и примерились к местам в кокпите. Я посидел и слева и справа. Посадка мне очень понравилось - все близко и удобно. Все тумблеры, кнопочки, ручки газа можно было потрогать (на FPTD мы нажимаем на стеклянный экран монитора и это конечно не дает полноценного ощущения управления самолетом) и понять как что реально переключается и какие имеет защиты от непреднамеренного включения/изменения положения. После кокпита учеба пошла еще интересней, т.к это было очень хорошим для нас стимулом - "потрогать" живой самолет.






Описывать преимущества самолета (а таковые он имеет даже перед А320 и Б737) в плане защит, дублирования систем, управления, помощи в полете я не буду, т.к. есть замечательный ресурс http://superjet100.info/ на котором желающие могут прочитать про все, что связано с самолетом - описание, фото, работа систем, мнение пилотов/бортпроводников/техников/пассажиров, налет по каждому борту, текущее состояние производства по всем бортам и т.п. Кроме того, там же, можно найти раздел, в котором собраны мнения различных блогеров. Самое интересное и красноречивое вот это - http://tvguide-khv.livejournal.com/751991.html

Смысла переписывать все это в моем жж я не вижу и поэтому продолжу про учебу...

Первые 6 дней позади. Сейчас у нас было 3 выходных. Отдых у нас получился весьма своевременным, т.к. после 6 дней все пилоты устали от полученного объема информации и ее надо "переварить" в спокойном, домашнем, режиме. Правда кроме переваривания, дома все продолжают изучать системы самолета, т.к. после 6 дней полетов на тренажере многие системы стали еще более понятными в своей логике и очередное прочтение описания их работы дает знания на новом уровне восприятия. Потом 3 дня мы учимся, 2 отдыхаем, и на 3 неделе учебы финишный рывок в 6 дней. В следующую субботу, на 14 день учебы, нас ожидает экзамен по системам самолета. Будет тест из 300 вопросов, из которых каждому выпадет 100. Нужно будет правильно ответить минимум на 75% вопросов. Парни из предыдущей группы (всего сейчас учится 8 пилотов, при этом еще 4 должны были закончить учебу на прошлой неделе и после нашего выпуска в Московии должно быть к Новому Году 14 экипажей, т.к. в декабре должен подняться в небо третий Суперджет в ярко-синей хохломе и штат пилотов будет полностью укомплектован)

На этом тренажере мы будем проходить 1 дневный курс "Аварийно спасательная подготовка на суше" для получения этого допуска в пилотское. Кроме пилотов, на этом же тренажере, обучаются и бортпроводники


Учебная аудитория:




FFS (Full Flight Simulator) снаружи


и в кабине


rrj-95b, Московия, superjet, учеба

Previous post Next post
Up