Так называется книга Райнера Пацлафа. Рассказывает он о физиологическом воздействии телевидения на развитие детей. Недаром телевизор называют зомбоящиком. И дело здесь не в том, что телезрителем могут манипулировать, используя современные знания в области психологии, подавая в виде "картинки" скрытые образы, встраивая в сюжет подтекст, который не улавливается сознанием, но откладывается в памяти.
"Зомбирование" по большей части происходит на другом уровне - мы ведь не задумываемся, как смотрим телевизор, как воспринимаем постоянную смену планов, кадров, сюжетов на экране. А между тем телевизор вызывает чудовищное привыкание к способу получения информации, развивается туннельное мышление. Привычка потреблять информацию и не прилагать к этому усилие, отсутствие времени на её анализ приводит к тому, что телезритель, оторвавшись от экрана, и в жизни сохраняет этот стиль познания окружающего мира. Он становится похож на куклу, которая только и ждёт нового "вкусного" образа, а сама формировать цельную картину мира уже не в состоянии. Так происходит со взрослым человеком. И мы можем только представить, как меняется психика ребёнка, который только-только открывает мир и делает это с помощью телевизора.
Вот лишь несколько отрывков из книги:
...В 1979 г. американская группа экспериментаторов исследовала число саккад (скачкообразное движение глаз при переводе фокуса зрения с одного участка объекта на другой и кратковременная фиксация зрения на этом участке) при телепросмотре, констатировав заметное снижение активности глаз: в ходе 15-минутного просмотра (показывали какое-то голливудское шоу) у всех испытуемых за промежуток в 20 секунд имели место лишь от 5 до 7 саккад. Если сравнить это число с 2 - 5 саккадами в секунду при свободном разглядывании природной среды (что для 20 секунд дало бы частоту в 40 - 100 саккад), то снижение составит в среднем 90%.
Другое свидетельство существенного снижения активности глаз при телепросмотре - диаметр зрачков, который толкуется исследователями как показатель степени активности мозга («кортикальной активации», стимуляции деятельности коры головного мозга) и соответственно как индикатор бодрствующего сознания. В 1980 г. при показе одного и того же фильма с одними и теми же размером и яркостью изображения было обнаружено «заметное сокращение диаметра зрачков» в том случае, когда фильм демонстрировался не на кино, а на телеэкране.
Впрочем, телевидение уже и внешними факторами вызывает снижение естественной деятельности органов чувств вдвое: во-первых, оно приводит к полной остановке аккомодацию глаз, поскольку выбранное зрителем расстояние от экрана во время просмотра, как правило, не меняется. Во-вторых, оно надолго ограничивает поле зрения крошечным участком. Ведь при нормальном осмотре окружающего пространства человеческие глаза по горизонтали охватывают угол в 200 градусов и могут свободно двигаться в этих пределах. А если с обычного расстояния смотреть на телеэкран средних размеров (12 х 16 дюймов), то поле зрения оказывается суженным до 6 - 7 градусов, т. е. сокращается на 97%. Даже при чтении книги глаз получает в пять раз большее поле зрения. А в пределах 6 - 7 градусов глаза, как мы видели, не имеют возможности совершать свободные движения.
Но если активность глаз сводится на нет, то их оцепенение передается и всему телу, и даже самые непоседливые детишки часами сидят перед телевизором неподвижно. Врачи называют такое двигательным застоем - но это сильно преуменьшающая опасность формулировка, заставляющая задуматься, в чем тут дело - просто ли в бездумности или в сознательном введении в заблуждение. Ведь проблема заключается не в пассивности мускулов, а в пассивности воли, управляющей мускулами. То, что при этом происходит, - не более и не менее, как атака на волевую способность человека, обусловливающую его самостоятельность, собственную активность. Тут имеет место снижение, деградация активности, застои воли, а тем самым и деградация личности...
...Остановка движений глаз, существенное снижение бета-частот на ЭЭГ, замедление обмена веществ и пульса - все эти признаки говорят об угасании собственной активности, которое вообще-то очень быстро должно приводить сознание в сумеречное состояние, близкое к дремоте. Так, наверное, и происходило бы, если бы этому не противодействовало содержание телепередач. С тех пор как существует телевидение, авторы передач вынуждены вновь и вновь подхлестывать внимание зрителей, чтобы те не засыпали. Постоянный монтаж кадров, развороты и наплывы камерой, панорамирование и масштабирование, смена места, ситуации и сцены - вот их самые испытанные приемы. Они обеспечивают зрителю легкое, как во сне, скольжение сквозь пространство и время, возможность глядеть то с высоты птичьего полета, то из «лягушачьей» перспективы, побыть то здесь, то там, ухватить детали, потом снова воспарить к небесам - и так без конца.
Это и впрямь сущее сновидение. Ведь фактически взгляд зрителя не трогается с места - направление внимания вовне выполняет за него камера. Оцепеневший взгляд, словно марионетка, привязан к ней за ниточку и идет туда, куда идет она. Ибо с теми же легкостью и свободой, с какими глаз обращается в любую сторону, когда не смотрит на телеэкран, он следует по видимому миру и за камерой; для этого не надо даже поворачивать голову. Но это означает, что зрительная воля отдана машине, а уж та дурачит марионетку (зрителя), внушая ей, будто воля, что правит здесь бал, - ее...
...Телережиссура какое-то время может поддерживать внимание зрителя в бодрствующем состоянии. Но, поскольку от зрителя не требуется собственной активности взгляда, мало того, она для него даже невозможна, он очень скоро привыкает к своему парадоксальному состоянию, когда, ровно ничего не делая, получает в подарок уйму самых ярких картин, а внимание его тем быстрее парализуется. Вот почему телережиссеры вынуждены создавать этому противовес, применяя все более частые смены кадра, резкие переходы, неожиданные смены перспективы и тому подобное. Но именно тут и возникает эффект, который исследовательница масс-медиа Герта Штурм назвала «дефицитом в полсекунды»...
Источник: Rainer Patzlaff "Der gefrorene Blick. Physiologische Wirkungen des Fernsehens und die Entwicklung des Kindes"