"Смутное время" как западная политтехнология

Nov 02, 2014 23:20



На протяжении прошедших 500 лет сложилась традиция - первая четверть каждого века для русского государства всегда была периодом экстремальных военных испытаний. В 16 веке - это крымско-татарские набеги и Литва, находящаяся в Унии с Польшей; в 17 веке - это Польша и Литва; в 18 веке - это самые первоклассные бойцы того времени шведы; в 19 веке - это не знающие поражений французы; в 20 веке - это немецкая военная машина. Таким образом, русское государство всегда существовало вопреки силам и замыслам врага, благодаря собственной воле и прилагаемым военным усилиям. Военные усилия - будни, причем для всего народа.

«Смутное время» было видом, как сказали бы сейчас, гибридной войны, где внутренний демонтаж русского государства внешними политическими силами сочетался с интервенцией нерегулярными и регулярными войсками.

Тезисно

В процессе разрушения Московского государства мы видим две силы, работающие изнутри и извне. Хронологически это цепь совершенно неслучайных взаимосвязанных событий, последовавших за смертью Ивана Грозного. Вначале при загадочных обстоятельствах умирает законный наследник Феодора Иоанновича царевич Дмитрий. Не проходит и пяти лет как на территории патриархата происходит раскол церкви на униатов и православных.

После этого умирает царь Феодор Иоаннович и власть переходит к Борису Годунову (семье Годуновых). Тот пытается проводить самостоятельную политику, вероятно в стиле Ивана Грозного, но у него не получается. Экономика подрывается неурожаем и голодом и на этом фоне происходит «цветная революция» того времени под лозунгом: «Царь не настоящий».

Наиболее влиятельная часть бояр (как и нынешние олигархи) уже давно готовы предать Годунова полякам, которые в военном и политическом отношении кажутся им более сильными. Возможно, что для некоторых «западное расположение» было получено подкупом и обещаниями по сохранению и упрочению их статуса при «новой власти». Словом, Годуновых предают наиболее близкие, характерный пример - Басманов. Сначала умирает с внешними признаками отравления Борис Годунов, а затем, примерно на 50-й день правления в Москве происходит «бунт черни». То есть, предатели-бояре, по-видимому, выслуживаются перед поляками за сохранение будущего статуса.

Ватикан, действующий заодно с польской шляхтой подсовывают русским топорно изготовленного «царя», который не может жить по русским правилам даже в целях притворства. Польские порядки в Кремле сильно раздражают всех русских: духовенство, некоторых «обманутых в своих надеждах бояр» и простой народ. В результате в Москве происходит восстание, в котором убивают ненавистного Лжедмитрия I, а власть прихватывает наиболее пронырливый Василий Шуйский (семья Шуйских), которые уже имеют опыт политических интриг против Годуновых.

Однако, Василий Шуйский, привыкший всю жизнь интриговать, как царь несостоятелен. Ни одного стратегического вопроса он решить не может. Ватикан с Польшей, конечно, не унимаются и на авансцене вновь «социальная революция» своего времени и ее «герой» Болотников. Огромным напряжением сил Московскому государству удается справиться с Болотниковым, но не тут-то было. Поляки поставляют нового самозванца Лжедмитрия II, но дело не в нем, а в сопровождающей его польской вооруженной силе и казаках. Лжедмитрий II (Вор) этой силе нужен лишь как повод.

Василий Шуйский в этой ситуации откровенно пасует, он призывает шведских и европейских наемников в обмен на территории. На первых порах наемники работают хорошо, но потом, когда начинаются трудности, они предают работодателя или просто уходят (как это обычно и бывает). Молодой полководец Михаил Скопин-Шуйский, чья звезда начинает восходить на военно-политическом небосклоне, загадочно погибает в результате отравления. Основные подозреваемые опять же в числе бояр, не исключены интриги иностранцев или просто зависть внутри семьи Шуйских. Может быть и все вместе.

Удалив опоры, царь Василий Шуйский в очередной раз показывает свою ничтожность, он готов бороться с интервентами, но не знает как. Военное поражение низвергает Шуйских окончательно, и они становятся в прямом смысле пугалами для польского триумфа. Бояре по привычке предают и готовы признать уже королевича Владислава своим «Царем всея Руси», но не предают своей земли русские люди и наиболее твердая часть духовенства. Лжедмитрий II на фоне польско-литовских официальных лиц, вторгшихся в пределы Московского государства и уже победивших, становится лишним. Поэтому он погибает на охоте.

Усилиями священников, мелких дворян и служилых людей сначала Ляпунову (погиб), а затем Минину и Пожарскому удается повести русских земских людей на войну «за правду, за старину, за жизнь по совести, за Русь святую». Это своего рода «консервативная революция». Казалось бы, все уже потеряно и история государства закончена, но нет, потому что есть еще порох в пороховницах и пришли новые люди. Так трудом и жертвами, освобождена была Москва (столица), затем избран новый царь, началась новая великая династия. Оценивая выборы Михаила Романова, представляется, что фигура эта была вполне компромиссная. Собственно, Петр Великий именно это затем и подтвердил, прививая более умело западный проект на русской почве.

Важные моменты:

- никогда крупные бояре (олигархи) во время смуты не спасают государство. Они борются не столько за государство, сколько за статус, и этот статус для них первичен.

- Московская Русь была не таким уж «диким государством», как об этом любят писать в Европе. На арене «Смутного времени» мы видим приличное количество иностранцев, тут и немцы (в том числе, постоянно проживающие в Московском государстве), и поляки, и шведы, и литовцы и датчане и венгры. И все это на «захолустных задворках» Европы(?). Определенно, и Ватикан и те, кто против Ватикана в Европе боролись, каждый в своих интересах пытался использовать «русский вопрос».

- Украина уже тогда была слабым звеном по части анти-русской западной агрессии. Казаки и «запорожцы» не испытывали ни малейшей симпатии к русским монархам (хотя и православным), а служили тем, кто платит или дает возможность ограбить.

- Мы незаслуженно мало и редко вспоминаем о героях той войны не на жизнь, а на смерть бившихся за русское государство и «жизнь по совести». Некоторые думали также как Минин и Пожарский, но не всем повезло. Эти люди стремились к той же цели, сражались, но погибли.

- Основа русской политической победы - простые «земские люди». Не бояре.

- В текущих обстоятельствах политический проект «бандеровская Украина» всегда будет источником возможной смуты в России. Это, кстати, в очередной раз доказывает, насколько судьба связывает эти земли, почти всегда входившие в одно государство. И пусть большая часть украинцев этого не понимает или не затрудняется об этом размышлять, но нам это не все равно, поскольку в отличие от украинцев, мы претендуем на самостоятельность (от запада). Точнее, если действительно претендуем.

- Уже около ста лет Россия (по факту) отступает как цивилизация (которую сейчас мы называем «Русским миром»). В планах запада создать из Украины новую «Антирусскую Польшу» и таким образом расширить на оставшихся русских (как возможной самостоятельной силы) формат давления по всем возможным линиям. Будущее ничего не гарантирует, если не укреплять основы «Русского мира».

- «Смутное время» - время смыслов. Страна, не извлекающая исторических уроков - обречена на их повторение в худшем варианте.

Источник: работы Александра Нечволодова «Сказание о русской земле».
Книга была издана в 2003 году ООО «Издательство В. Шевчук» (г. Москва), исходный текст - по изданию Государственной типографии Санкт-Петербурга 1913 года.

Россия, История

Previous post Next post
Up