В центре Парижа на Вандомской площади установили надувную резиновую скульптуру высотой 24 метра. Инсталляция американского художника Пола Маккарти вызвала волну возмущения среди парижан, поскольку им это напомнило приспособление для сексуальных забав, пишет Le Monde.
Инсталляция установлена в рамках программы «За стенами» ярмарки современного искусства Fiac, которая пройдет в Гран Пале 23-26 октября. Сам автор утверждает, что это абстракция и ничего оскорбительного в ней нет. Однако французы уже стали нападать на Маккарти: неизвестный на улице во время монтажа скульптуры трижды ударил его по лицу, упрекая художника, что он не француз, поэтому не имеет права выставлять такие работы в центре Парижа.
Из этого следует, что будь Маккарти французом никаких проблем с подобной инсталляцией у тамошних искусствоведов не возникло бы? Но уж коли не француз, désolé. А как же прекрасный цивилизованный западный мир? Как же свобода личности и самовыражения? И непонятно, французы ли "скатились в варварство" или под варварством они теперь понимают авангард исключительно американского разлива.
Как отметила директор ярмарки Fiac Дженнифер Флэй, ей стыдно за французов, хоть она и понимает, что нападавший не выражает взглядов всей страны: «Печально, когда бьют художников».
Дополнительная программа «За стенами» проходит на Fiac с 2006 года. Так, в 2012-м на Вандомской площади была установлена инсталляция Жауме Пленса, а в 2013-м - Тадаши Кавамата.
69-летний Пол Маккарти известен своими скандальными перформансами и инсталляциями. Например, во время его перформанса Penis Painting в 1970-х годах художник использовал пенис в качестве кисточки.
В итоге американский архитектор-авангардист Пол Маккарти - принял решение о демонтаже своего творения. Об этом сообщила радиостанция France Inter.
Минувшей ночью группа неизвестных вандалов провела вылазку на Вандомской площади. Молодые люди сначала выключили установку, с помощью которой в надувную инсталляцию подавался воздух, а затем отсоединили канаты, удерживавшие "Дерево" в горизонтальном положении. В результате 24-метровая скульптура просто сдулась и оказалась на земле.
Несмотря на то, что ранее мэрия Парижа во главе с градоначальником французской столицы Анн Идальго всячески осудила инцидент и пообещала, что "не поддастся угрозам тех, кто замахивается на произведение искусства", творение Маккарти так и не было восстановлено.
Американский авангардист свою скульптуру из латекса назвал "Дерево". Однако тот факт, что по своей форме он напоминает секс-игрушку, журналисты, целый ряд искусствоведов и, конечно, поборники общественной морали расценили как насмешку и провокацию. Впрочем, Маккарти в интервью газете Le Monde и сам признал сходство, дав таким образом понять, что именно в этом и заключался художественный замысел. "Все началось в качестве шутки", - сказал он.
"Дерево" появилось на площади в рамках программы "За стенами" Международной ярмарки современного искусства, которая откылась в Париже 23 октября. Художественный директор ярмарки Дженнифер Флэй заявила, что совсем не ожидала такой яростной реакции французской общественности. "Конечно, эта скульптура и была задумана для того, чтобы создать полемику. Этого никто не скрывает, - сказала она. - Однако ни у кого и в мыслях не было оскорблять чьи-либо чувства".
Однако, по мнению известного французского исследователя и профессора Сорбонны Жан-Луи Аруэля, искусство искусству рознь. "В данном случае мы имеем дело с шутом гороховым", - считает искусствовед. По его глубокому убеждению, выставлять сомнительное "Дерево" Пола Маккарти в самом сердце Парижа не стоило.
Оригинал