У меня нет цели вырастить гениального художника. Для меня детское рисование - вообще не цель (если только нарисовать маме открытку на 8 марта))), а средство. Прежде всего, мощное средство для развития творческих способностей и нестандартного мышления. Мне очень хочется, чтобы ребенок не боялся творить, не боялся выражать свои чувства на бумаге, чтобы в его голове не было плоских и мертвых схем типа "треугольник плюс квадратик равно домик"...
Много об этом читала, и все равно раз за разом совершаю ошибки. Наверное, основная идея свободного рисования в том, чтобы не предлагать ребенку готовые решения. Давать бумагу (кстати, чем больше лист, тем лучше, особенно это актуально для малышей), давать краски, мелки, карандаши и... свободу. Не навязывать непременно "голубое небо и круглое желтое солнышко". Не показывать раз за разом, как вы однотипно рисуете елочки из зеленых треугольничков. Рисовать вместе с ребенком "каляки" и абстракции, чертить, играть с красками, макать, капать, брызгать и размазывать, смешивать цвета...
Один из авторитетных экспертов в этой области для меня - педагог Марина Озерова. Вот некоторые из ее советов о том, как поддерживать детское рисование, даже если вы сами не рисуете и по сути не можете ничему научить:
"Есть несколько "уровней сложности" поддержки детского рисования:
1. просто не мешать :)
каждый ребенок в раннем детстве пытается как-то калякать. ему нужно просто не запрещать этого, а давать материалы и позитивно реагировать на его "непохожее" творчество. и ему совсем не нужно для этого видеть "рисующую маму" - для ребенка это естественное дело, его не нужно этому специально "учить", он просто экспериментирует.
2. поощрять зарисовывать впечатления.
"Смотри, какой сильный дождь пошел! Хочешь его нарисовать?" - для этого опять же необязательно сидеть рисовать самим и вообще уметь это делать.
3. поощрять творчество для других.
"скоро у бабушки день рожденья. Можешь нарисовать ей рисунок?" - это также можно делать без всяких собственных творческих занятий.
4. давать ребенку идеи - мастер-классы из интернета, из журналов, и т.п. для этого достаточно ее просто озвучить, а не исполнять самому.
5. заниматься вместе, делать совместные проекты - вот тут нужно участие родителей, но еще НЕ НУЖНЫ собственные творческие способности. достаточно попробовать побыть на позиции ребенка и тоже "поиграть в краски". сделать вместе кляксы, смешивание цветов, отпечатки ладошек - можно не быть художником для этого.
6. заниматься вместе, обучая ребенка - вот только здесь, на последнем "уровне сложности", от родителя требуются собственные "умения рисовать". но почему многие хотят видеть только этот уровень, и не хотят видеть остальные пять? а ведь они оказывают не меньшую поддержку! более того, без собственных экспериментов ребенка это обучение будет не творчеством, а передачей готовых шаблонов. Но самая хорошая новость для тех, кто "не умеет рисовать" - этот последний пункт поддержки творчества ребенка вовсе необязатален! Вот как раз всяким техникам и приемам ребенок может научиться у кого угодно и где угодно, если у него софрмированы потребности к творчеству, а уж это идет из семьи."
Отсюда:
http://deti-v-semje.org/ru/content/pochemu-detyam-polezno-risovanie