ОТЧЕТ о подготовке и проведению международного установочного семинара «Современная языковая образовательная политика: реализация федерального государственного образовательного стандарта» в Республике Башкортостан 22 сентября 2022 года
Сегодня, важное значение приобрели мероприятия, способствующие укреплению межнационального и межэтнического единства, формированию единой общероссийской общности, этнокультурному развитию украинской общности в России и демонстрации позитивного отношения России к украинской общине. Республика Башкортостан является единственным субъектом Российской Федерации, в котором организована работа общеобразовательных организаций с обучение украинской культуры и языка. Обучение ведется в различных формах и для детей и для взрослых. Было принято решение проведение установочного семинара «Современная языковая образовательная политика: реализация федерального государственного образовательного стандарта» в Республике Башкортостан с привлечением специалистов из Луганска, Донецка, Белоруссии, Казахстана.
Обсуждение заявленной проблематики на установочном семинаре
В семинаре приняли участие более 60 специалистов в области преподавания и изучения языков из числа языков народов России.
Республика Башкортостан - один из наиболее многонациональных регионов страны. В республике проживают представители более 160 национальностей, говорящих на 150 языках и диалектах.
На международном семинаре, состоявшемся 22 сентября 2022 года в Институте развития образования Республики Башкортостан, участники обсуждали вопросы изучения родных, в том числе русского, языка и государственных языков, создании необходимых условий для их развития и изучения в системе образования.
Мероприятие проводилось Ассоциацией учителей родного, в том числе русского, языка Российской Федерации и Ассоциацией учителей башкирского, русского (русского) и других родных языков и литератур Республики Башкортостан при финансовой поддержке Федерального агентства по делам национальностей.
Семинар был организован директором Научно-исследовательского центра национальных проблем образования Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Артеменко Ольгой Ивановной.
В работе семинара приняли участие учителя родных языков, руководители образовательных учреждений, методисты, курирующие преподавание родных языков, более 60 человек, а также представители общественных и родительских объединений. В онлайн формате поделились опытом работы спикеры из других регионов: Павел Шмаков, директор средней общеобразовательной школы-интерната «СОлНЦе» г. Казани Республики Татарстан, Лариса Фролова, учитель русского языка и литературы гимназии №1 им. К.Д.Ушинского г. Симферополя Республики Крым, Елена Кротова, учитель русского языка и литературы средней школы №2 г. Калинковичи Гомельской области Республики Беларусь, Анна Старковская, учитель русского языка и литературы школы №78 г. Донецка Донецкой Народной Республики и другие.
Свои вопросы и предложения по организации изучения родных языков внесли и представители родительских сообществ Башкортостана: Татьяна Ваулина, представитель Комитета по защите прав школьников Башкирии, Эльвира Байназарова, Айгуль Атанова, Руслан Биккинин, руководители Республиканского родительского комитета при Всемирном курултае башкир.
В ходе дискуссионной площадки в рамках семинара были обсуждены вопросы создания условий обучающимся для реализации их прав на получение образования на родном языке, изучения родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации. Были обсуждены разные модели учебных планов, по которым работают общеобразовательные организации в Республике Башкортостан. Большой разброс количества часов в языковом блоке на изучение башкирского языка многих удивил, и возникло предложение поручить Институту развития образования Республики Башкортостан проанализировать учебные планы.
В своем выступлении О.И. Артеменко отметила, что в Российской Федерации конституционно установлено государственное двуязычие и двуязычие языков в статусе родного языка. В этой связи учебный план №1, в котором не предусмотрено изучение родного языка не может быть использован ни в одной общеобразовательной организации республики. Она считает, что Министерство просвещения Российской Федерации обязано удалить учебный план №1, так как он входит в противоречие с основными положениями федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и создает условия для формирования межнационального напряжения, что ярко выражено в Республике Башкортостан.
Экспертами была отмечена необходимость обязательного изучения при свободном выборе или родного языка, или родного языка (русского), или государственного языка республики. Один из этих предметов обязательный к изучению. Эти предметы включены в обязательную часть примерной образовательной программы и во всех республиках Российской Федерации при выборе должны изучаться. Более детально обсуждены вопросы обеспечения условий для изучения родного языка, включая законодательные, нормативно-правовые, учебно-методические аспекты. Была обозначена необходимость разработки примерных основных образовательных программ этнокультурной направленности, призванных обеспечить право граждан на получение образования на родном языке при разработке содержания на принципах диалога культур.
Участники семинара и эксперты также рассмотрели вопросы государственной итоговой аттестации по родному языку и родной литературе, качества образовательного процесса, доминантной роли школы по созданию языковой среды для школьников. Как отметила Ольга Ивановна в своем выступлении: «Язык и культура - это богатство народа, которое транслирует учитель родного языка. Учитель родного языка - тоже богатство народа. Он отличается от других учителей в школе: химии, физики, математики, так как именно на уроках родного языка реализуются все воспитательные задачи».
При сопровождении специалистов Министерства образования и науки Республики Башкортостан Салихова Ильгиза Ахтямовича и Управления образования Администрации городского округа города Уфа Трубкулова Вильдана Ринатовича, Артеменко О.И. посетила ряд образовательных учреждений. Она ознакомилась с деятельностью Башкирской республиканской гимназии-интерната №1 имени Рами Гарипова, Аксаковской гимназии №11 и отметила необходимость создания всех условия для функционирования школьной языковой среды. При посещении Украинской воскресной школы имени Т.Г.Шевченко, она отметила значимость таких организаций. Республика Башкортостан является единственным субъектом Российской Федерации, в котором созданы условия для удовлетворения образовательных потребностей в изучении украинского языка и культуры. Школу посещает более 200 детей.
Перед проведением семинара Артеменко О.И. побывала на приеме у Министра образования и науки Республики Башкортостан А.В.Хажина, где обсудила вопросы языковой образовательной политики. Перед отъездом в Москву была организована встреча с зам. комитета по образованию, науки, спорту Курултая Республики Башкортостан Гаязовым Альфисом Суфияновичем на которой обсуждались проекты поправок в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» для создания условий в системе образования по развитию родных языков.
Сохранение, развитие и изучение государственных языков и родных языков народов, проживающих в Республике Башкортостан, в том числе русского языка в статусе родного является приоритетной задачей в сфере образования. В образовательных организациях организовано изучение 14 родных языков. В 2022-2023 учебном году 96,8% учащихся изучают родной язык.