Направление usability едва успело зародиться в России как массовое явление. Производители уже понимают, что телефон или пульт должны быть удобными, сайт -- эргономичным, а голосовые сервисы сотовых операторов должен уметь использовать человек без высшего образования. Самые продвинутые компании даже поняли, что usability-методология -- это лишь шлифовка или тестирование уже придуманных решений, она не поможет в придумывании кардинально нового. Но даже в этой постановке задачи сегодняшний подход к usability уже безнадёжно устарел.
Три проблемы, с которыми предстоит справиться usability в ближайшие годы:
- Проблема обучения. Если юзабилиста попросят потестировать двухколёсный велосипед, он скажет, что это неэргономичное устройство, т.к. с него все новички падают, и предложит добавить 1-2 колеса. Четырёхколёсный агрегат станет слишком громоздким, чтобы хранить его в квартире, поэтому юзабилист предложит сделать велосипед складным. Так как прочность складных соединений ниже, юзабилист предложит делать все из титана. В результате велосипед станет настолько дорогим, что от производства придётся отказаться. :) Что важно в этой шутке: типичные usability-исследования не разделяют, насколько эффективен интерфейс при повторном использовании, и насколько он эффективен при целенаправленном обучении. В то время как почти все инновационные решения требуют обучения и привыкания.
- Проблема наименьшего общего знаменателя. Во всех виденных мной подходах к usability подразумевается, что продукт один для всех аудиторий. Как следствие, интерфейс подгоняется под самую необразованную и/или тугодумную аудиторию. Часто это усложняет понимание для обычных и грамотных людей. Поскольку чаще всего "интерфейс = программа", развести аудиторию по разным интерфейсам вполне реально -- например, те же сотовые операторы знают соцдем человека, который звонит им с сотового телефона, и могут запустить ему соответствующий голосовой интерфейс. Но так пока никто не делает.
- Проблема фрагментарного видения мира. Типичный юзабилист, формулируя исследовательскую задачу, погружён в детали. Тестируя сотовый телефон, он исследует функцию приёма звонка или отправки SMS. Но жизнь устроена сложнее. Во-первых, внешняя среда сильно влияет. Приём звонка ночью (телефон у кровати, все спят) и приём на шумной улице, когда телефон глубоко в сумке, кардинально отличаются. Во-вторых, звонок -- это не звонок, а какая-то жизненная задача. Иногда это получение информации, которую надо записать. Иногда -- помощь в навигации по городу человеку, у которого нет карты в телефоне. И т.д. Всё это разные задачи и они сильно отличаются от просто звонка. Всегда надо тестировать полный сценарий решения какой-то жизненной задачи, где звонок -- просто один из шагов в сценарии. В-третьих, модель всегда отличается от реальности. Когда испытуемый записывает или запоминает фальшивую информацию в лаборатории, он спокоен. Если ему будут диктовать в жизни место встречи или номер телефона друга, т.к. телефон сына вот-вот разрядится, человек будет гораздо сильнее сосредоточен.
Если usability сумеет справиться с этими проблемами, оно, наконец, станет относительно зрелой дисциплиной.