Психология врага

Feb 21, 2010 23:22


Военные уроки для руководителя одни из самых ценных. Колоссальное напряжение сил с обеих сторон, быстрый отсев неумелых командиров приводят к тому, что именно в горне войны рождаются лучшие тактики и стратеги. Одним из таких талантов был Александр Герман, которому посмертно присвоено звание Героя Советского Союза за партизанскую деятельность.

Читая описание его подвигов, вначале удивляешься тем невероятным ситуациям сосуществования с фашистами, которые у него складывались. Аэродром в тылу противника, узкоколейка, соединяющая отряд с фронтом, которую не трогали... Но, вдумавшись, понимаешь, что частью его успеха были не только талантливые тактические действия, но и понимание психологии как противника, так и местных жителей.

О чём думает вражеский солдат или офицер за сотни, тысячи километров от дома? Что он чувствует? В 1942 немцы уже расстались с мыслью о лёгкой прогулке и быстром финале, а значит, у этого офицера нет ощущения безопасности. Причем он находится между молотом и наковальней -- с одной стороны его атакуют партизанские отряды и наши войска, с другой -- собственное начальство, которое в военное время скоро на расправу. И если основные задачи офицера не подразумевают уничтожения партизан, то закрывая глаза на их существование и действия не в своей зоне, он избегает как физической угрозы себе, так и кары начальства за прямые потери.

Это напоминает Стокгольмский синдром, когда жертва сочувствует террористу больше, чем полиции, в т.ч. потому что от отношений с террористом зависит её физическое благополучие. Для "объяснения" же немцам, что будет за нарушение "нейтралитета", Герман использовал атаки на объекты, за которые эти офицеры отвечали, как Павлов, формируя условные рефлексы.

Я видел подобную тактику и в своей управленческой практике. Менеджер, не имея формальных рычагов управления над некоторыми членами команды, жёстко и грубо распекал их, часто прилюдно, за любое непослушание. Не за плохой результат, не за ошибки, а именно за то, что не посоветовались с ним или ослушались его. И, наоборот, дарил сладости и подарки за послушание.

Это очень важное и тонкое отличие. Поощрение и наказание за дело воспитывают в человеке самостоятельность, независимость, ведь руководитель не может знать заранее все подводные камни на пути к цели, и умные сотрудники могут игнорировать его указания ради хорошего результата. Более того, на результат кроме усилий человека влияют ситуационные факторы, которые могут как помогать, так и мешать, поэтому оценка по достижениям не всегда справедлива и потому не так эффективна.

Наказание же за ослушание:

а) предельно прозрачно, т.к. указания прямые, предельно ясно, что хорошо, что плохо,
б) ослушание на 100% зависит от человека: "Сказали тебе делать, почему не делал?" или "Не сказали делать, почему не спросил разрешения?",
в) наказание мгновенное, т.к. не требует долгого пути к цели.

Поэтому условный рефлекс вырабатывается очень быстро. К сожалению, только самые сильные руководители смогли противопостоять такой павловской дрессировке, остальные сотрудники и менеджеры довольно быстро начинали подчиняться. А почему нет? Если человек пока радеет за дело и думает за тебя, на него можно переложить ответственность, зачем создавать себе неприятности?

Конечно, успех Германа не исчерпывается психологией -- его тактика была пропитана скоростью -- ночные налёты во время отступления, смена обороны атакой, быстрые манёвры -- то собирая силы в кулак, то разделяя их на стремительные отряды; было много ярких полководческих решений. Но, как мне кажется, без понимания людей такого успеха достичь было бы сложно.


симбиоз, поощрение, наказание, мотивация, управление, власть, герман, полководцы

Previous post Next post
Up