Итальянская живопись конца XVI-XVII века

Jan 21, 2013 11:32

Искусство несет на себе отпечаток той эпохи, в которую оно создается. Под занавес XVI столетия Италия пережила ряд событий, положивших начало новым направлениям в живописи и архитектуре.
Эпоха Возрождения, явившая миру плеяду великих мастеров, клонилась к закату. Другие времена, быть может, не несли всеобщего духовного подъема, характерного для уходящей эпохи, но были не менее насыщенны, а главное - плодотворны.
Италия в XVII веке по-прежнему оставалась культурным центром континента. Крупнейшие живописцы со всей Европы стремились сюда не только за тем, чтобы поучиться мастерству, но и просто побро-
дить по улицам, подышать воздухом, которым дышали титаны Возрождения. Флоренция, Болонья, Рим, Венеция уже тогда были настоящими музеями под открытым небом. Ватикан тратил огромные средства, привлекая к строительству и росписи соборов архитекторов и живописцев. Этим определяется и то, что большая часть картин эпохи была написана на религиозный или мифологический сюжет.
Рим, в разные годы давший работу и крышу над головой Рубенсу и Ван Дейку, Эльсхеймеру и Пуссену, стал центром европейской живописи. В этом бурлящем котле перемешивались школы и стили, национальные традиции и общечеловеческие темы.


Риму XVII столетия человечество обязано появлению барокко и классицизма, определивших культурный облик Европы на следующие двести лег. Основателями классицизма в живописи стали французы Пуссен и Лоррен, долгое время работавшие в Риме. Кго каноны, утверждающие торжество рассудка и внешнюю сдержанность форм, получили дальнейшее развитие во Франции.
На знойной итальянской земле плодотворнее оказались семена барокко. Его идея торжества мистического над рациональным, может быть, в чем-то
избыточная выразительность образов оказались темпераментным итальянцам ближе.
Монументально-декоративные росписи, алтарные картины с изображением святых, сцен чудес и мученичеств. огромные исторические и аллегорические композиции - эти наиболее характерные для барокко виды живописи и составляли большую часть произведений, созданных в Италии в XVII веке.
Определяющую роль в итальянской художественной жизни играли две школы, заложившие основы новой живописи, - болонский академизм и караваджизм. Академия живописи в Болонье, основанная братьями Карраччи в конце XVI века, стала одним из первых в истории учебных заведений по подготовке профессиональных художников. Избрав своим главным принципом подражание лучшим произведениям выдающихся мастеров прошлого, академисты снискали огромную популярность.
Микеланджело Караваджо, давший имя второму направлению, не имел своей школы в традиционном понимании этого слова. Но его влияние на итальянскую и европейскую живопись трудно переоценить. Сонмы последователей пытались передать сто игру света и тени, его реализм, делающий осязаемыми изображенных им людей и предметы.
Но влиянием академизма и караваджизма не ограничивается художественная жизнь Италии в XVII веке. Опирающиеся на богатые традиции местные школы выдвинули целую плеяду замечательных мастеров. Так, на родине Тициана и Веронезе
в Венеции жил и творил Доменико Фетти, до новых высот поднявший жанр евангельской притчи. А не блиставший ранее талантами Неаполь подарил миру замечательного живописца Сальватора Розу, героическими пейзажами которого вдохновлялось не одно поколение романтиков.
Даже беглым взглядом окинув итальянское искусство XVII столетия, нельзя не отметить его плодотворность и разнообразие проявлений. Чтобы окончательно убедиться в этом впечатлении, обратимся к наиболее выдающимся его представителям.
Болонскому живописцу Лодовико Карраччи, прозванному приятелями «волом» за беспримерное упорство, казалось бы, ничто не предвещало удачной карьеры, но сын болонского мясника поставил целью стать художником. Тинторетто, к которому Лодовико поступил в ученики, прогнал юношу ( настоятельной рекомендацией сменить профессию. Но, проявив невероятное трудолюбие.

Искусство

Previous post Next post
Up