ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СЕБЯ

Jan 21, 2013 11:28

Человека называют Человеком, когда он способен отвечать за свое поведение, за результаты своей деятельности перед обществом, перед коллективом, держит в своих руках собственную судьбу, готов вынести все испытания и победить. Пока нет ответственности за себя, вы лишь предисловие к человеку. Ответственность есть всегда обязанность перед кем-то и за что-то. Наш гражданский долг, честь и Совесть, наша активная социально зрелая жизненная позиция - это мера ответственности человека перед обществом. Самовоспитание - тоже проявление такой меры ответственности, свидетельствующей о зрелости и духовной стойкости человека.
«Я отвечаю за всё» - так назвал Ю. Герман свой роман о людях военных и послевоенных лет. Целое поколение жило с этим девизом, сгорая в танках, тараня вражеские самолеты, взрывая вместе с собой вражеские поезда и укрепления, не жалея сил и здоровья для победы над врагом, для восстановления разрушенного войной хозяйства. И, потеряв ступни ног, люди вели в бой самолеты, управляли тракторами; лишившись рук, писали зубами очерки, романы; без пищи 45 дней боролись в океане, не теряя своего достоинства. Из глубин веков доходит до нас мысль великого материалиста Демокрита: «Быть верным долгу в несчастье - великое дело». Как нелегко бывает порой и сегодня выполнить свой долг, проявить ответственность перед обществом за порученное дело. Находятся тысячи причин: не хочу ехать по распределению, потому что...; плохо учусь, потому что... и т. д. Все оказываются виновными в уклонениях от выполнения долга: на селе нет условий для работы, жилье неважное, замуж не выйдешь; для работы на стройке - слабое здоровье и т. д. Одного не понимает молодой человек, что благоприятные условия, во-первых, создаются людьми и собственными усилиями в первую очередь и, во-вторых, если создать человеку все удобства, то более неблагоприятных условий для развития характера и не придумаешь. Вспомните Обломова, вспомните «лишних людей» в классической литературе, вспомните, наконец, «лишних людей» в наше время: ведь они с детства палец о палец не ударили, чтобы преодолеть трудности, с их дороги убирались все камушки. И оказались они нахлебниками, никому не нужными, даже себе.


Ответственность за Родину, за ее судьбу - высший вид ответственности человека. Общественная полезность жизни человека - это и есть главный показатель ответственного отношения к себе. И у всех великих людей нашей эпохи ответственность за Родину рождала ответственность за себя.
Как же проявляется в жизни единство всех видов ответственности?
Выдающимся политическим деятелем современности был великий сын вьетнамского народа Хг Ши Мин. Чтобы оценить его жизнь, надо понять полную драматизма жизнь и историю Вьетнама.


Тысячелетия господствовали над Вьетнамом китайские феодальные династии. Только в начале XV века после долгой многовековой борьбы под руководством народных героев сына рыбака Ле Лоя и ученого Нгуен Чая китайцы были изгнаны из Вьетнама. В августе 1858 года эскадра французских кораблей положила начало интервенции и новому угнетению. Война с захватчиками продолжалась долгие годы. Император Вьетнама капитулировал, а народ продолжал и дальше сопротивляться, восстания шли непрерывно и потоплялись в крови. Вот в этот период истории 19 мая 1890 года в семье сельского учителя родился сын Нгуен Шинь Кунг. Мальчик с полной самоотдачей изучал грамоту под руководством отца, в уездной школе, овладел основами конфуцианства, которое во Вьетнаме тесно переплеталось с патриотизмом и свободолюбием. Юный Тхань (новое имя в этот период: по обычаям вьетнамского народа каждый новый шаг в жизни знаменуется и изменением имени) вдумчиво изучает историю народа, его литературу, слушает рассказы о героях-повстанцах. В 1905 - 1910 годах он учится в Национальном колледже в императорской столице. Здесь и формируется цель его жизни: посвятить себя освобождению народа от иноземного угнетения. Тхань стремится узнать жизнь Запада, чтобы понять причину его могущества и обнаружить его слабости. Вначале он едет во Францию в качестве корабельного матроса, помощника грузчика. Полтора года трудится чернорабочим в США, изучая жизнь крупнейшей капиталистической державы, ее нравы и законы. Работая, обеспечивая себе средства существования, Тхань невероятно много читает. Он свободно владеет английским, французским языками, а затем будет блестяще знать еще и испанский, итальянский, русский. С помощью прогрессивных эмигрантов способный юноша знакомится с различными политическими течениями и основательно изучает марксизм. В 1917 году он приветствует Октябрьскую революцию в России и становится единомышленником большевиков, их другом на всю жизнь. В 1918 году вступает во французскую коммунистическую партию и тогда же принимает новое имя Нгуен Ай Куок, что означает Нгуен-пат-риот. Под этим именем он стал известен всему народу, посвятив свою жизнь делу освобождения Вьетнама. В 1919 году делегация французской компартии выносит на рассмотрение парламента документ, написанный молодым коммунистом-вьетнамцем, «Тетрадь пожеланий вьетнамского народа» - своеобразный манифест, который вызвал переполох в буржуазной Франции и всеобщую поддержку вьетнамцев. Нгуен знакомится с работами В. И. Ленина по национальному вопросу и встает на твердые марксистские позиции. Он приезжает в Россию и работает в Восточном отделе Коминтерна, готовя себя и единомышленников к созданию коммунистической партии Вьетнама.
С 1934 по 1940 год Нгуен работает в России. В Москве он оканчивает Международную политическую школу, затем учится в аспирантуре, становится преподавателем Института национальных и колониальных проблем. Это было время огромной самообразовательной и научной деятельности вождя вьетнамского народа, накопления богатого политического опыта. В 1938- 1940 годах Нгуен принимает участие в борьбе китайских партизан-освободителей, а в 1941 году тайно приезжает во Вьетнам и, создавая партию, одновременно готовит страну к национальному восстанию. Но вскоре он был вынужден вернуться в Китай, где его арестовывают. Два года томится Нгуен в тюремных застенках. Связи с миром неустойчивы. И Нгуен пишет стихи удивительной силы, которые, попадая на волю, зовут к национальному восстанию, потому что автор верит в победу над фашизмом, в победу СССР и предвидит благоприятные условия для освобождения своей Родины.
Китайские тюремщики были вынуждены выпустить Нгуена на свободу, и с 1944 года под его руководством начинается подготовка вооруженного восстания.

Отрывок из книги "Как заниматься самовоспитанием (Кочетов)"

Книги, Психология

Previous post Next post
Up