Впечатление.

Jan 15, 2013 13:21

Пока картина была благосклонно пропущена членами жюри на выставку. И вот результат - «Камилла» имела бешеный успех. Золя написал о ней: «Вот образец живой и энергичной живописи... Вы не поверите, до чего же приятно, устав посмеиваться и пожимать плечами (проходя по залам выставки. - И.С), хоть немного отдаться восхищению».
Картина представляет собой фигуру женщины, обращенной спиной к зрителю и одетой в длинное платье с красиво падающими складками стелющегося по земле подола. Написанная в темных сумрачных тонах, картина выглядела традиционно.


Окрыленный первыми успехами, Моне пишет картину «Дамы в саду» (1866). На огромном по размерам (больше двух метров в ширину и больше двух с половиной метров в высоту), вертикальном по форме полотне изображены нарядные дамы. В белых платьях, с букетами в руках, они гуляют под се нью деревьев среди цветущих кустов. Художник любуется модными платьями с турнюрами, которые своей белизной еще более высветляют и без того светлый колорит картины. Полотно вышло нарядным и многокрасочным. Однако жюри Салона 1867 года оказалось более суровым и, увы, не приняло картину на выставку, жестоко раскритиковав ее. А Моне так надеялся на успех! В конце жизни художник вспоминал: «В наше время нас судили без снисхождения. Тогда не говорили: "Я не понимаю", но: "Это идиотизм, это подлость"».
Полотно «Дама в саду» («Сент-Адресс») (1867) написано изобретенными Моне мелкими мазками, напоминающими пятнышки света. Фигура дамы, гуляющей в саду в белом платье под белым зонтом, словно соткана из отражения неба и солнца, из голубоватой тени в складках платья и золотистого ореола зонта, сквозь который просвечивает солнце.
Берта Моризо как-то сказала о Мопс: «Перед его картиной я всегда знаю, с какой стороны держать свой зонтик». А между тем картины никто не покупая, и у Моне часто не было денег на краски, из-за чего должен был прерывать работу. В 1869 году он пишет Базилю: «Ренуар приносит нам из дому хлеб, чтобы мы не умерли с голоду. Неделя без хлеба, без огня в очаге, без света - это ужасно».


«Впечатление. Восход солнца» (1872) - именно та картина, которая стала «виновницей» полученной импрессионистами «клички» и потом превратившаяся в общепринятый искусствоведческий термин. Первоначально картина называлась «Корабли, покидающие порт Гавра», но в 1874 году, готовясь выставить ее на Салоне в ателье фотографа Надара, друга и почитателя творчества импрессионистов, Моне по совету брата переименовывает ее, как оказалось, с далеко идущими последствиями для
целого художественного направления. Художник передает в картине впечатление, которое произвело на него туманное утро в Гаврской гавани. Вот именно: не гавань, а впечатление от нее.
Такую задачу до импрессионистов никто никогда перед собой не ставил. На фоне сероватой дымки, скрывающей саму гавань, резко выделяется красный круг встающего солнца, окрашивающего в яркий розово-красный цвет воды гавани Гавра, небо и собственное отражение, проложившее дорожку на речной зыби. В середине полотна - еще одно резко контрастирующее пятно -черное, изображающее впечатление от лодки с двумя фигурами в ней. В картине художник в полной мере применил изобретенную им в эти годы техник)': он использует мелкие раздельные мазки, которые, не смешивая, кладет на холст. Этим он добивался точной передачи непосредственного восприятия того, что видит сто глаз на самом деле, а не то, что он ожидает увидеть, следуя общепринятым представлениям о цвете. С этого времени художник стал олицетворять собой то, что связывают с понятием «импрессионист». Он пишет тонкие по колориту, напоенные светом и воздухом пейзажи.

Художники, Искусство

Previous post Next post
Up