Эдуард Мане

Jan 15, 2013 12:46

На полотне «Олимпия» (1863) героиню изображает прелестная парижанка. Бархотка на шее, бант на голове, браслет и туфли на ногах - вот весь ее «костюм». Лежа на постели, она пытается, следуя замыслу художника, повторить позу Венеры Урбииской Тициана. Черная служанка подает ей букет цветов... Да, это не Венера Урбинская, маловыразительное лицо обнаженной, ее пустой взгляд говорят не в пользу «осовремененной» Венеры. Но Мане всегда подчеркивал, что пишет то, что видит. А почему так изменились лица натурщиц со времен Тициана - вопрос не к художнику...
После Салона 1865 года, где была выставлена «Олимпия», на Мане обрушился шквал беспощадных насмешек. Защищать Мане отважились только Ш. Бодлер и опять-таки Э. Золя, который сказал о картине: «Судьба предназначила ей место в Лувре».
Мане был поражен скандалом вокруг своих картин, поскольку он всего лишь хотел «осовременить» всем известные классические сюжеты Тициана и Джорджоне. Зато непонятого художника оценили будущие импрессионисты. Он возглавил собрания художников в кафе Гербуа. Этих художников стали называть «бандой Мане», а репродукции работ Мане стали включать в альбомы импрессионистической живописи.
Постепенно под влиянием друзей-импрессионистов, особенно Клода Моне, Эдуард Мане стал предпочитать более светлые краски.
В 1868 году Мане познакомился с молоденькой импрессионисткой Бертой Моризо и пригласил ее позировать. Они подружились. Сначала он писал с нее девушку для картины «Балкон», потом последовало несколько портретов Берты. Считается, что именно ее портреты - лучшие в портретной галерее художника.


Берта через некоторое время вышла замуж за его младшего брата. Когда спустя шесть лет Эдуард скончался, Берта очень скорбела о нем. Она повсюду развесила его полотна...
Попав в мастерскую Эдуарда Мане, собиратель и ценитель живописи Дюран-Рюэль скупил все, что увидел. Но появившиеся в галерее Дюран-Рюэля необычные но исполнению картины Мане публика восприняла как своего рода «пощечину общественному вкусу».
В лодке мужчина и женщина. Резкая кривая линия кормы парусной лодки, мощь фигуры и лица кавалера; сидящая в профиль в расслабленной позе грациозная дама, смотрящая куда-то вдаль, вернее, в «никуда». как бывает в минуты покоя и приятной истомы. Вокруг - синева воды, складки волн, образованных лодкой... Картина погружает нас в стихию яркого солнца, пронизанного светом воздуха, свежести, идущей от воды.
И всякий раз открывает какую-то новую грань личности. Таковы портреты Э. Золя (1868), Ж. Клемансо (1879-1880), А. Пруста (1877-1880) и др.
Во второй половине 1870-х годов Мане, оставив в прошлом «цитирование» сюжетов старых мастеров, повернулся лицом к современной действительности и с наслаждением пишет на пленэре. В картинах этого периода («Нана», 1877; «Слива», 1878) художник достиг наибольшего совершенства.
Казалось бы, вполне банальный эпизод: молодая полуодегая женщина завершает свой туалет в присутствии терпеливо ожидающего ее, сидящего на диване, богато одетого немолодого «покровителя». Однако композиционно картина выстроена мастер-
ски: гибкая фигурка женщины в контрасте со строгой вертикалью подставки к зеркалу, ее золотистые волосы, хорошенькое личико с сияющими глазами - все иронично, легко, узнаваемо! И то, что фигура покровителя безжалостно наполовину срезана, как на фото, не случайно. Этим приемом художник как бы говорит: «Знай свое место!»
Картина и печальна, и светла одновременно. Здесь он собрал воедино все, что накопил за годы жизни и творчества, - идеи, чувства, жанры.
Сложная композиция картины включает в себя и портрет (в центре картины - прекрасная изящная девушка-барменша с печальным отсутствующим взглядом), и натюрморт (стойка с винами, цветами и апельсинами), и бытовую сцену (отражающийся в зеркале огромный зал с многочисленной публикой). Эта предсмертная картина - своеобразный творческий итог.
Страсть к живописи проснулась в Берте Моризо (1841-1895). дочери префекта, очень рано, она еще в юности удивляла домашних тем. что постоянно рисовала, рисовала, рисовала... Поначалу художница раб(ггала в традиционной живописной манере, находясь под влиянием Коро. Лишь после знакомства с Эдуардом Мане и его творчеством, которое произошло в 1868 году, ее техника становится более раскованной, палитра постепенно светлеет, кисть становится легче и свободнее. Эдуард Мане пробудил в Ьерте Моризо интерес к портрет)', до этого она писала пейзажи. Именно он вводит ее и круг художников-импрессионистов: художница присоединяется к их группе, принимает участие почти во всех их выставках.
На картине "Колыбель» (1872) иод кисейным пологом в кроватке сладко спит малютка. Рядом, положив руку на колыбель, сидит молодая женщина и неотрывно смотрит на свое сокровище. И се взгляде такая любовь и нежность, какие можно наблюдать только на лице счастливой матери.
В другой картине - «Летний день» (1879) - две молодые девушки в прекрасный погожий день сидят у берега озера, в воде отражаются солнечные блики, мирно проплывают утки. Девушки изящны и грациозны. На голове каждой - кокетливая соломенная шляпка. Та, что в центре композиции, смотрит прямо на нас, и мы видим: выражение ее лица безрадостно. Подруга, похоже, пытается найти слова утешения, ободрения... О чем грустить в такой прекрасный, светлый, пронизанный солнцем день?
Клод Моне (1840-1926) был признанным главой импрессионистов. Он был исполнен такой мощной энергии, что ничего не делал вполсилы. По его собственному признанию, он работал «как бешеный»: «Встаю в 4 утра, надрываюсь весь день, а к вечеру валюсь с ног от усталости». В нем был мощный запас жизненных сил, недаром он пережил всех своих друзей-импрессионистов, прожив 86 лет. Энергия словно бы распирала его: полотна его были большей частью большого размера, да и формы, которые он изображал, невольно гиперболизировал. Еще учась в мастерской Глейра, он вместе с Ренуаром и Сислеем получил задание рисовать одну и ту же модель. Подойдя к мольберту Моне, учитель произнес: «Грудь слишком тяжела, плечо слишком могуче, ступня громадна...»
В 1865 году Моне познакомился с Камиллой Донсье, дочерью состоятельного буржуа, которая на 14 лет стала его любимой моделью, а с 1870 года - его первой женой, родившей ему двоих сыновей.
«Дама в зеленом» (1866), она же «Камилла», занимает пространство полотна размером 2,31 х 1,52 метра. Художник пишет картину всего за четыре дня - спешит закончить к началу выставки Салона 1866 года. На полотне перед нами женская фигура в натуральную величину. Хорошенькая девушка станет его женой. А пока...

Художники, Искусство

Previous post Next post
Up