Оригинал взят у
ochendaje в
Этнические мотивы в керамике питерской мастерицы Сегодня мы решили рассказать о новом мастере, основной техникой для которого стала
лепка из глины.
Александра оказалась общительной и согласилась ответить на несколько вопросов. Вот, что удалось у нее узнать:
- Как давно вы занимаетесь керамикой?
- Керамикой я занимаюсь чуть меньше года - в начале ноября прошлого года япоехала учиться, а в начале декабря у меня уже была своя печь - с того
момента и веду отсчет. То есть я совсем еще молодой, «зеленый» керамист.
- С чего все началось?- Конкретно история с керамикой началась с того, что несколько лет назад я
нашла ЖЖ мастера Марино Миронова и стала его читать. Даже купила у него
подвеску в виде утки. Позже, прочитав, что он проводит обучение,
захотела попробовать поработать с глиной. На самом деле я как любой
человек, увлекающийся ручной работой, постоянно хочу попробовать что-то
новое, и этих «хочу» - очень много. Поэтому выбор глины на тот момент не
был каким-то целенаправленным для меня, мне просто захотелось
поработать с ней, как еще с десятком материалов. Спустя год или два я
таки поехала на обучение к Марино, но опять же - просто из любопытства и
желания попробовать что-то новое. Но вот когда обучение я закончила,
когда подержала в руках первые кулоны, которые были «от и до» сделаны
мной, я поняла, что мне придется как-то устроить свою жизнь так, чтоб у
меня была возможность заниматься этим серьезно.
- Это для вас хобби или возможность зарабатывать деньги?
- С начала лета этого года - я фрилансер и это мой основной источник
дохода. Срок еще небольшой и не показательный. Смогу ли я на самом деле
полностью существовать на доходы с этого дела - покажет время. Очень
хочется надеяться, что будет так. В разряд хобби теперь перешли все
прочие виды рукоделия, такие как вязание, оригами и та же полимерная
глина.
- На вашем сайте есть изделия из полимерной глины, какой еще материал вы пробовали использовать?
- Да, с полимерной глины я начинала и занималась я ей 4 года. Пробовала
работать с войлоком - но не срослось. В сборке украшений использую
бисер, камни, стеклянные бусины (иногда работаю только с бисером - люблю
плести объемные элементы). Пока что, наверное, - это все. Очень многие
материалы хотелось бы попробовать, но это все планы на будущее - на
данный момент максимум внимания приходится уделять глине, т.к. я еще в
самом начале пути.
- Востребованы ли ваши изделия?
- Да. Большое счастье, удача - они востребованы. Даже не могу сказать,
что больше - посуда или всякие штуки для создания украшений (подвески,
бусины). На самом деле мне просто очень повезло интуитивно выбрать
материал, который сейчас, во-первых, не так уж и распространен по
сравнению с той же полимерной глиной, во-вторых, удовлетворяет желания
уже довольно большого количества людей пользоваться экологичными и
природными материалами, в-третьих, очень многим нравятся этнические
орнаменты и брутальные, самобытные формы и фактуры.
- Что больше помогает продвигать их (участие в выставках, продвижение сайта, сарафанное радио)?
- В первую очередь интернет, конечно. Страница в контакте, живой журнал и
аккаунт на замечательном сайте Ярмарка Мастеров. Сарафанное радио пока
эффекта, как мне кажется, не дает, но зато довольно часто случается, что
заказывают что-то знакомые и друзья в подарок своим друзьям; так же
разнообразные творческие встречи частного формата дают хороший эффект. В
выставках, к сожалению, у меня пока участвовать не получалось, т.к. в
нашем городе их не так-то много проводят, к тому же аренда места как
правило довольно дорогая. Чтобы грамотно отбить такую аренду, нужно
иметь немалый опыт и хорошо рассчитать ассортимент и интервал цен. У
меня пока что такого опыта и знаний нет, поэтому пока не рискую.
- Откуда вы черпаете вдохновение для своих работ?
- Из фразы «а что, если». Что, если взять резцы для дерева? А что, если
взять ангоб (глина, разведенная до жидкого состояния) и потыкать вот тут
и вот тут? А если взять не один резец, а сразу оба? Но это все касается
скорее технической стороны. И это скорее не вдохновение, а
изобретательность, что ли? И скорее всего я изобретаю велосипед) Это
можно назват - необходимый минимум смелости). На данный момент я ощущаю
себя ремесленником, не художником. Мне не приходят в голову образы, я не
рисую эскизов (опять же, если только по технической части). Все узоры и
рисунки я с благодарностью заимствую у разных этносов; техники, способы
декора либо приходят в голову сами, либо берутся из соответствующей
литературы.
- Продавали ли вы свои изделия за границу?
- Я довольно часто отправляю свои работы в Беларусь, в Украину, в
Прибалтику. Дальше пока не было) Есть большое желание выйти на
международный рынок с помощью ресурса etsy.com, но этому пока мешают
проблемы с односторонней работой PayPal в случае с Россией.
- На вашей страничке вконтакте написано, что вы работаете в центре
Аштанга-йога. Помогают ли занятия йогой развить творческое видение?
- Работала. С Аштанга Йога Центром мне как раз пришлось расстаться, чтобы
посвятить все свое время работе с глиной. Но йогой я продолжаю
заниматься. Я очень рада, что все в жизни повернулось так, что я
познакомилась с йогой, но пока стаж моей практики слишком мал, чтоб
делать какие-то выводы. Тем более в моем случае можно говорить лишь о
практике асан, тогда как понятие йоги включает далеко не только асаны.
Вообще я опасаюсь рассуждать на эту тему - я в этой области полнейший
дилетант. Могу сказать только, что та практика, которую я получаю в
йога-центре здорово помогает приводить в порядок беспокойную голову,
чувствовать свое тело, пытаться привести его в равновесие с умом, ну и
нельзя забывать о чисто физической стороне - ручная работа подразумевает
длительное сидение в одном положение, чаще всего не в самой удобной
позе, так что физическая практика просто необходима, чтобы на пятом часу
работы не свалиться на пол в форме окоченевшей мантры ОМ и не напугать
коллегу по мастерской хрустом костей.
- Перед работой с глиной настраиваете ли вы себя каким-то образом?
- Нет, я просто сажусь и работаю. Раньше, когда я работала дома, я
пробовала создать какую-то особую атмосферу, включить мантры или
эмбиент, зажечь ароматические палочки, а потом поняла, что мне это не
надо. Конечно, был бы такой очень таинственный образ, но все довольно
прозаично. Во всяком случае все, что мне необходимо для работы - есть
внутри, и главное - это сесть и начать. Когда начинаешь - как правило,
сразу приходит нужное состояние, надо только стараться поддерживать
организм в адекватной форме. Недосыпы, плохое настроение, упадок сил -
вот это все не способствует его приходу.
- Где вы покупаете глину?
- Пока что я беру глину в питерском магазине для керамистов.
- Есть какие-то нюансы при выборе материала?
- Нюансы есть, когда материал добываешь сам, а в моем случае я просто
покупаю уже подготовленную чистую мягкую глину, которая по температуре
подходит для моей печки. Обычная красная глина - люблю красную, к
голубой почему-то меньше трепета.
- Расскажите немного о самом процессе. Приготовление глины, инструменты, резцы, обжиг.
- Глина продается уже совершенно готовая для работы, иногда может
потребоваться хорошенько размять ее влажными руками, если долго лежит и
подсохла. И наоборот, для каких-то вещей, где мне нужен естественный
кракелюр (трещины), я ее оставляю полежать на открытом воздухе - чтобы
подсушить. Инструменты я использую самые разнообразные, но по сути -
никаких специальных. Макетные ножи, штихели (резцы по дереву), чеканы
(для чеканки по металлу), формочки для печенья, пуговки, штампы, спицы,
кисти; в качестве основ для мисок и чашек - разная пластиковая посуда,
редко стеклянная. Условный алгоритм следующий: лепка, сушка, обжиг,
декоративный обжиг. Фактуры я вырезаю после недолгой подсушки - когда
глина высыхает настолько, что ее уже нельзя (сложно во всяком случае)
деформировать, но еще легко резать. Дальше - сушка, и уже сухое изделие
обжигается в печи в течение нескольких часов, до максимума - в 990
градусов. Почти все изделия я декорирую способом молочного обжига - это
древний способ сделать изделия водонепроницаемыми и придать им красивый
цвет. Для этого обожженные изделия вымачиваются в течение определенного
времени в молоке, а затем (после высыхания) обжигаются в печке при
температуре около 350 градусов. Это довольно приблизительная схема
работы, конечно, в ней много нюансов, но в общем и целом все выглядит
так.
- Что потребуется человеку, если он решил попробовать делать похожие вещи?
- В первую очередь ему нужно найти место, где он сможет обжечь изделия.
Это можно сделать в студиях, где учат гончарному мастерству или у
кого-нибудь в мастерской. Ну и конечно, ему потребуется глина. Если речь
идет именно о том, что делаю я - то понадобятся пластиковые шаблоны
для посуды, хотя бы один острый нож и какие-то инструменты для
фактурирования поверхности (я использую штихели). Еще не помешает губка
для выглаживания высохшего изделия. Для изготовления бусин нужна только
глина, спица или зубочистка и опять же - что-то для придания фактуры,
рисования узоров. Если речь идет о штампованных изделиях (африканские
маски, кулоны с Омом я делаю именно с помощью вручную изготовленного
штампа из гипса), то тут уже нужны навыки изготовления гипсовой формы и
опять же - глина, макетный нож, зубочистка, стекло и вазелин.
- Сколько уходит времени на изделия?
- На такой вопрос совершенно невозможно ответить точно. Я никогда не
делаю только одно изделие - сажусь и делаю разом заготовки для 15,
например, мисок. Или для 50 бусин. Удобнее всего, конечно, делать
какую-то одну операцию с большим количеством заготовок - садиться
вырезать фактуру не на одной миске, а на десяти. Могу сказать только,
что на изготовление какого-то изделия я закладываю от недели до трех.
День идет на изготовление основы, потом подсушка (а если это кружка то
еще надо приделать ручку), еще день на декор, потом изделие должно
хорошо высохнуть - это до нескольких дней, в зависимости от размера,
потом доводка с помощью влажной губки, какая-то корректировка и опять
досушка, потом утильный обжиг -это еще день, и еще день на молочный
обжиг. Плюс всяческие форс-мажоры и прочие отклонения от графика.
Конечно, почти все эти процессы не занимают собой целый день, но при
изготовлении большого количества изделий разом времени уходит иногда
очень прилично.
- А какое ваше самое любимое изделие?
- Наверное, самое значимое - это самый первый кулон с мантрой ОМ, который
я сделала еще на обучении. Когда я поняла, что я сделала это сама, и
что я МОГУ - это были невероятные ощущения. Но в общем-то та же история
происходит каждый раз, когда я делаю что-то новое. Поэтому любимых -
очень много. Но может быть все же самое-самое для меня - первая
удавшаяся кружка с орнаментами индейцев мезоамерики, она какая-то очень
самостоятельная вышла - как будто не я ее делала, а она мной
руководила.
- Интересные орнаменты используются вами в работе. Каких народов. Откуда вы берете о них информацию?
- Сейчас меня целиком и полностью захватили орнаменты индейцев
мезоамерики. Меня всегда зачаровывали одни только названия народов майя и
ацтеков, но долгое время я кроме названий о них ничего не знала. Потом
стала разбираться и влюбилась в эти орнаменты и узоры, заодно стала
потихоньку расширять «географию». Пока решила остановиться на индейцах,
чтобы не разбрасываться, но индейцы мезоамерики все же лидируют -
орнаменты равнинных индейцев и северных меня не так цепляют. Иногда
обращаюсь к орнаментам народов африки, славянским орнаментам, но очень
редко пока что. Хочется подходить к таким вопросам серьезно, а не
поверхностно - но все сразу, разумеется, не охватить.
- Много ли бываете в музеях?
- Очень редко, это ужасно - но очень редко. Я, конечно, планировала в
связи с интересом к этнике, не вылезать из музеев Этнографии народов
мира и Этнографии народов России, но на деле была там по одному разу.
Надеюсь, со временем мне удастся себя как-то дисциплинировать.
- Любимый автор в этой технике.
- Я почти ни к какой керамике не остаюсь равнодушной, особенно если речь
идет о посуде или украшениях. Очень люблю работы Марино Миронова, у
которого училась, а недавно нашла страничку мастеров, работающих под
ником SowlBerkano, и совершенно влюбилась в их работы, тем более, что они используют любимый мной
молочный обжиг и обращаются к мотивам индейцев мезоамерики.
- Любимая книга если есть?
По керамике? К стыду своему, пока ни одной до конца не прочитала, так что
настольной так и не появилось. Потихоньку исправляю это)
- Интересно было увидеть фотосессию, где ваши изделия использованы для создания полноценного образа. Расскажите немного про ту съемку?
- Я к фотосессии почти не причастна. Девушка на фото - сестра
моей
хорошей знакомой по творческому цеху Юлии Захаровой, она придумывает и
шьет потрясающие вещи и еще фотографирует. Образ для этой фотосессии и
создан ей, включая макияж. Когда-то к ней попали мои маски, а от нее - к
модели, так они и вписались в этот образ, очень гармонично, как мне
кажется.
- Бывают ли работы - полные копии каких то старинных изделий.
- Нет, я вообще пока не делала каких-то аутентичных штук, все просто по мотивам, с использованием орнаментов, но не более.
- Каких вы придерживаетесь религиозных взглядов? Ведь подобные изделия носили когда-то религиозный, мистический смысл?
- Мистическое значение разве что у африканских масок были, но я не
являюсь ни знатоком культуры народов Африки, ни носителем каких бы то ни
было мистических знаний, поэтому маски для меня были только интересным
культурным этническим образом для воплощения в глине. Конечно, изделиям
с использованием этих масок я придаю своеобразное мистическое значение,
но это не имеет отношения ни к какой религии и ни к какому учению, а
исключительно к моему собственному восприятию материала, образов и
вложенной энергии. Ну и еще очень зависит, конечно, от человека, который
их носит - во что он сам верит. Кто-то боится покупать и носить маски
на себе, кто-то (в том числе я) наделят их защитными свойствами - но это
личные проекции людей.
Я вообще не придерживаюсь никаких религиозных
течений по некоторым причинам, но безусловно верю в бога, во вселенную,
мироздание - как это ни назови.
- Место куда бы вы готовы были отправиться в путешествие прямо сейчас.
- Куда угодно, где тепло и море, в Питере же осень наступила=) А вообще
мест, куда бы я не готова была поехать, неважно, сейчас или потом, почти
нет.
Оригинал взят у
tanuka_biju в
post и немного дополнен. Портрет Александры сделан фотографом
Дельнарой.