Продолжаю привыкать к своему новому длиннофокусному объективу. "Ну вот и кончилась эра пейзажного фото в этом блоге. Давно уж пора начинать снимать нагих красоток, а не ерундой заниматься": подумают некоторые. И сделают ошибку. Каждый миллиметр моего длиннофокусного стекла по-прежнему будет посвящен пейзажной фотографии, а благодаря особенностям моей камеры (кроп-фактор), при случае и фотографии животного мира дикой природы. Всё, что было раньше далеким, стало близким и доступным. Настолько близким, что я до сих пор, смотря в видоискатель, не верю своему глазу. Но Создатель дал человеку два глаза, и когда второй сквозь толщу утреннего тумана находит в видоискателе все ту же картину белой цапли на другом берегу пруда, я прихожу в восторг! Просыпаются инстинкты древнего охотника, крадущегося в камышах с луком и стрелами, высматривающего добычу. И вот она в поле зрения- совсем рядом, под самым носом...в воздухе раздается сухой щелчок, другой, третий, восторженный вопль охотника и чавканье топкого болота под сапогами...
Вот такая, например, цапелька выйдет тихонько из камыша, когда ты как раз выстроил нехитрую композицию рядового сентябрьского утра и замрет аккурат на точке фокусировки... Как тут сердцу не вострепетать?!
Попытаюсь отойти от лирики, постараюсь серьезно ответить зачем пейзажному фотографу длиннофокусный объектив, если, все же, уточки, цапли и зайцы не главный предмет ваших фотоинтересов. Если быть предельно кратким, то ответ будет следующим - охота за деталями и фрагментами, которые, как правило, находятся на значительном расстоянии от точки съемки. Чтоб не быть голословным, приведу пример. Фото ниже снято широкоугольным объективом, фокусное расстояние 12 мм. Если вы приехали на "объект" ранним утром и вашей целью было снять сцену заброшенного утреннего пруда в тумане на рассвете, то после данного снимка делать вам особо здесь нечего, разве только как поэксперементировать с меняющимся освещением. И в то же время утверждать, что место себя исчерпало, нельзя. Вот тут на помощь приходит длиннофокусный объектив.
Следующие три кадра были сняты практически с одной точки, но с разным фокусным расстоянием. Наблюдательный зритель, думаю, найдет их на общем плане
Нельзя забывать, что большие фокусные расстояния сильно сжимают расстояния, а с ней перспективу. Это не всегда хорошо, но и плохим называть это свойство длиннофокусного объектива я бы не спешил. Кадр снят на широкоугольник, 24 мм ф.р.
Та же сцена через несколько дней, но уже на 80 мм (120 мм с учетом кроп-фактора моей камеры). Здесь оптически "убран" хаос из веток на переднем плане, выделено главное.
Не знаю с чем это связано, но с новым стеклом камера стала безбожно ошибаться в настройках баланса белого. Если раньше я вручную выставлял настройки в зависимости от условий освещения, то сейчас приходится ставить ББ на авто и править равы в редакторах.
Но не только плюсы получает фотограф. Кроме значительно увеличившегося веса вашего фоторюкзака, желательно везде таскать с собой штатив даже днем. Снимать с рук на больших ФР чревато смазом даже на относительно коротких выдержках. Впрочем, многое зависит и от сноровки обращения с оборудованием. Кадр ниже памятен для меня тем, что, находясь на значительном расстоянии от данного домика (старой водокачки), мотор фокусировки объектива из-за утренней дымки никак не мог сфокусироваться. Пришлось это делать в ручном режиме. Снято с рук.