Все дети развиваются в одной и той же последовательности. Все должно происходить в свое время. При рождении ребенка его мозг главным образом способен только ощущать.
Поэтому новорожденные чувствуют совсем немного:
- когда им холодно или тепло,
- когда они голодны или сыты,
- когда их держат на руках или оставили одних.
Но очень скоро, в первые недели и месяцы, эти ощущения начинают превращаться в эмоции. Например:
- если ребенок замерзнет или проголодается, то почувствует страх.
- если он не ощутит прикосновения мягкой и теплой кожи, то почувствует себя одиноко и вскоре опять начнет испытывать страх.
- если его взять на руки, улыбнуться ему и спеть, он обрадуется.
- когда с ребенком разговаривают, щекочут или качают его, он испытывает возбуждение.
Почему эмоции так важны
Формирование этих отдельных эмоций помогает ребенку в общении - выражая эмоции, ребенок легче добивается того, в чем нуждается, от находящихся рядом взрослых. Это происходит потому, что взрослые, которые заботятся о нем, понимают эти эмоции - они испытывают их тоже. Эмоции - это первый язык человека. Это проявление наших чувств, соответственно переданных, которые учат ребенка, как выражать эти чувства и добиваться своего. Если ребенок проявляет эмоции, заботливый и сострадающий взрослый почти сразу же автоматически делает то, что требуется ребенку. (Здесь мы имеем в виду эмоциональные потребности, а не физиологические - развеселить или успокоить, если нужно).
Если же родитель или воспитатель переживает стресс, если он очень занят, подавлен или безразличен, то ребенку, возможно, придется проявлять экстремальные эмоции - волнение, гнев, -для того чтобы получить необходимое. Так может сформироваться модель поведения, которая будет руководящей и во взрослой жизни. В наше время «хорошим» ребенком часто считается тот, который постоянно спокоен или подолгу спит.
Однако то, что «хорошо» для занятых родителей и яслей, может указывать на подавленность ребенка или его одиночество и скуку, которые он прячет, подавляя свои чувства. Если «хороший» означает «удобный», то в будущем не избежать проблем.
Как дети учатся быть оптимистами
Любовь стимулирует рост ребенка, а также учит его жизненно необходимым вещам. Первые два года жизни ребенок учится у родителей управлять своими эмоциями. Естественно и важно для ребенка испытать все отрицательные эмоции:
- страх,
- грусть,
- разочарование.
Но также важно, чтобы ребенок не переживал их слишком долго или слишком часто.
Путешественники, посетившие отдаленные уголки нашей планеты, где люди живут неолитическими общинами, часто замечали нечто значительное в их иглу, юртах и соломенных хижинах - младенцы этих общин почти никогда не плачут. При более близком исследовании этих культур антропологи обнаружили, что как только младенцы начинают хныкать, взрослые тут же удовлетворяют их потребность и успокаивают ребенка до того, как он заплачет. Решение приходит быстро. (Родители в этих общинах также хорошо знают, когда ребенок готов помочиться или опорожниться, что очень важно там, при отсутствии одноразовых подгузников.)
Отзывчивые и добрые родители, к какой бы культуре они ни принадлежали, действуя быстро и заботливо, показывают ребенку, что выражение чувств ведет к решению проблемы; кто-то обязательно будет рядом, чтобы помочь.
Если же родитель или воспитатель не может сразу утешить ребенка или помочь ему, попросту не будучи рядом с ним, тогда будет иметь место совсем другая история. [highlight color="eg. yellow, black"]Продолжительный страх и продолжительное одиночество станут причиной выброса
стрессовых гормонов в детский организм[/highlight], так как их природа говорит: «Что-то здесь совсем не так»:
- Стрессы провоцируют заметные отрицательные последствия, если долго длятся.
- Они нарушают полноценность физического и психического развития ребенка.
- Стрессовые дети не растут.
- Только когда радость, смех и спокойствие одерживают победу, возобновляются рост и развитие.
Наоборот, когда ребенок видит улыбающееся лицо или когда его нежно прижимает к себе мама или папа:
- его организм производит больше развивающих гормонов,
- его мозг становится активным и быстро возникают новые позитивные эмоции.
Радость так же жизненно необходима ребенку, как пища и воздух
Подведем итог. Весь эмоциональный опыт, который ребенок осваивает при помощи родителей, учит его:
- Во-первых, выражать эмоции, чтобы получать ответную реакцию в виде удовлетворения его потребностей.
- Во-вторых, эмоциональное настроение домашней обстановки создает детский эмоциональный термометр - ребенок «определяет с помощью своей нервной системы, является ли жизнь в основном хорошей, безопасной и веселой или она плоха, страшна и опасна.
- В-третьих, ребенок, о котором заботятся, приобретает способность восстанавливать свое душевное равновесие. Благодаря опыту ребенок узнает, что трудные времена вряд ли продлятся долго, поэтому в нем рождаются оптимизм, терпение и надежда.
(Продолжение следует).
Заглядывая в мозг ребенка #1: о научных открытияхЗаглядывая в мозг ребенка #2: как любовь развивает мозг По книге Стива Биддалфа:
«Воспитание малышей. Нужны ли детям ясли?» Если вам была полезна эта статья - поделитесь ей с друзьями, нажав на кнопку выше:)!