Уборка по flylady: за и против.

Feb 11, 2016 16:53

Данный пост рассчитан в большей степени на новичков, только знакомящихся с системой. Традиционно, если вам есть, что дополнить - welcome!

Что отличает "уборку по flylady" от других подходов?

1. Таймер.
2. Деление на зоны.
3. Постановка небольших конкретных задач.
4. Делать столько, сколько можете сделать без геройства.

Итак, таймер.

Таймер нужен для того, чтобы выполнять поставленную задачу не до победного конца, а в течение определенного времени.

"Если вы всего лишь оденетесь, зашнуруете туфли и посвятите 15 минут в день выбрасыванию хлама, то заметите большие перемены в вашем доме и почувствуете себя иначе. Это все, о чем я прошу. Вы можете поставить таймер и работать в одной комнате или заняться Тренировкой Пожарных в Горячих Точках, Спасением Комнаты и Буги в 27 Бросков."

[Таймер-союзник]"Союзник":

1. У вас мало времени и необходимо выполнять какой-то минимум домашних дел.

В этом случае использование таймера может помочь не только с хозяйством, но и с остальными делами. С помощью таймера мы этот маленький кусочек времени выделяем под домашние дела.

2. Вам сложно начать.

Люди откладывают дела по разным причинам: им кажется, что потребуется много времени, или дело неприятное, или срочность небольшая при большой важности. Уделить задаче 10 минут психологически проще, чем задаче с неопределенным сроком выполнения. И оказывается, что за 10 минут можно сделать много :)

3. Дело выглядит неподъемным.

Вы только решили привести в порядок дом и стоите перед завалом вещей или просто глобальным беспорядком, и не видно ни конца, ни края. Ужас, паника, что делать? В тайм-менеджменте есть способ разобраться с большим делом - "съесть слона" - делать его понемногу, но регулярно. Так и ваш дом будет становиться все лучше и лучше даже при 5-10-15 минутах в день :)

[Таймер-враг]"Враг":

1. Для вас важно видеть конкретный результат, иначе мотивация уменьшается.

Я нередко встречаю возражения против таймера такого плана: "Ну поделаю я что-то 15 минут, и что? Все равно останется беспорядок". Это справедливое замечание. И для того, чтобы избежать этой ловушки, надо практиковать постановку небольших задач - чтобы их выполнение "помещалось" в засеченное время

2. Вы предпочитаете доводить дело до конца.

Если вы можете предположить, сколько вам понадобится времени - просто ставите таймер с небольшим запасом. Если не можете - таймер не для вас или только для перерывов на отдых. Отдыхать важно для продуктивности :) А еще разбить дело на мелкие задачи тут тоже работает.

3. Вас отвлекают, и вы не можете это изменить.

Увы, тут таймер окажется еще одним фактором стресса. В нормальных условиях он помогает сфокусировать внимание на выполняемой задаче. Однако если процесс прерывается, то за отведенное время вряд ли получится сделать то, что хотелось.

4. При высокой тревожности.

Вспомните свое состояние, когда вы ждали важного звонка или в детстве мультиков по телевизору, и каждую бесконечную минуту по 100 раз смотрели на часы. Вот и с таймером так же. Он будет отвлекать. Но. Существует вероятность, что вы относитесь к тем редким людям, которые могут на отведенное время погрузиться в дело и забыть о тревогах. Лучше проверить опытным путем :)


Деление на зоны.

"Я собираюсь вооружить вас инструментом, который поможет содержать дом в порядке и никогда не испытывать чувства вины за то, что вы не делаете генеральной уборки!

Инструмент этот называется Уборка по Зонам. Это совсем просто. Мы разбиваем наш дом на пять зон и каждую неделю сосредотачиваем внимание на одной из них. Вначале мы избавляемся от хлама, а затем делаем детальную уборку. Ниже предлагается перечень зон, к которому вы можете подойти творчески, что-то изменив.

<...>Все, чего я прошу, - тратить каждый день по 15 минут на избавление от хлама и каждую неделю уделять внимание другой зоне.

В каждом доме, большом или маленьком, имеется пять зон:

1) прихожая, столовая, веранда;
2) кухня;
3) ванная, комнаты детей, спальня для гостей или кабинет;
4) главная спальня, главная ванная;
5) гостиная, общая комната."

[Полезное деление на зоны]Деление на зоны полезно

1. Если ваше жилье большой площади, либо в доме большое количество вещей.

В таком случае деление на зоны позволяет последовательно работать со всем этими богатствами. Которые убрать за раз будет сложно (если вам не сложно, то ваш путь - оптимизация логистики и изучение приемов уборки).

2. Если вы решили расхламиться.

Для кого-то расхламление - удовольствие, а для кого-то - муки выбора. Если вы - скорее второй тип, или владелец горных вершин ненужных вещей - зоны ваш помощник. Во-первых, они задают рамки для выкидывания вещей, а во-вторых, позволяют последовательно и в удобном для вас темпе идти к этой цели. Можно повторить цикл "1-5 зона" несколько раз.

3. Если вам удобнее действовать по плану.

"1 неделя=1 зона" - простой и удобный план. На небольших площадях можно практиковать "1 день=1 зона".

[Ненужное деление на зоны]Деление на зоны не нужно

1. Если вы минималист.

При небольшом количестве вещей составлять список задач для зон - лишняя работа. У вас нет лишних вещей и вы хорошо знаете свой дом :) Если вам нужен список - проще сделать общеквартирный.

2. Если уборкой кроме вас занимается другой человек, не интересующийся системой.

В данном случае решение вопроса о разделении на зоны связано с объемом убираемой площади, пересечением выполняемых задач у вас и у другого человека (например, вы оба моете пол), стандартами чистоты (если вы чистюля, то уборка другого вас не будет устраивать, если чистюля - другой человек, то вам меньше работы). В данной ситуации разумнее определить свои стандарты чистоты, что лично вам важно держать в порядке/чистым, и заниматься этим в первую очередь, а остальным по остаточному принципу.

3. Если у вас сложился собственный удобный вам порядок уборки.

"Не трогай то, что работает".


Постановка небольших конкретных задач.

"Я знаю, что вы прилагали большие усилия, чтобы справиться с хаосом и хламом. И вероятно, пытались это сделать не раз и не два. В прошлом, купив очередную книгу по организации дома, вы бросались вперед на предельной скорости, чтобы через пару дней выдохнуться.

Выше головы не прыгнешь! Подумайте о том, как малыши, набирая силу, сначала ползают по полу, а потом не успеете ахнуть, а они уже пытаются сделать первый шажок. С ними рядом родители, но они не могут научить детишек ходить. Это череда подъемов и падений. Каждый раз, как малыши встают, это упражняет их мускулы, позволяя в конце концов ходить по дому.

Вот так же я представляю и вас! Все вы - мои малыши, мои флайбэби, которые учатся делать Шажки, чтобы в конце концов Полюбить Себя и Летать!

Я хочу, чтобы вы не рвались вперед, а подумали о том, как научиться ходить и довольствоваться Шажками!"

Небольшие задачи - моя любимая часть системы. Они отлично помогают перфекционистам, любителям откладывать, лентяйкам и уставшим и испуганным домохозяйкам начать и продолжать свое путешествие к комфортному дому. Я вспоминаю "Список первоочередных шагов" Дэвида Аллена (туда вносится 1 шаг, необходимый для начала реализации проекта) - небольшие последовательные шаги позволяют прийти туда, куда вы хотите :)

[Когда маленькие шаги - решение]Когда маленькие шаги - решение

1. Когда объем предстоящей работы большой.

Таймер и шаги - это способ разрезать слона на стейки, каждый их который вполне можно съесть за 1 раз :)

2. Когда вы точно не знаете, чего хотите и как этого достичь.

Например, вы хотите чтобы ваш дом был чистым. Но у вас нет четко сформулированных стандартов чистоты и порядка. Тогда можно начать с начала, спросить себя: "какой кусочек дома мне приятно видеть чистым? где чистота ощутимо улучшит мое самочувствие/жизнь?". И убирать выбранное место регулярно, пока это не войдет в привычку. Затем задать себе вопрос про еще одно место и так далее) Чаще всего это места, где вы больше всего работаете, бываете дома, а потом места отдыха.

3. Когда вам сложно начать и/или дело неприятное.

Маленький шаг проще и практически, и психологически. Также часто он помогает втянуться в дело :)

4. Если вы страдающий (и прокастинирующий) перфекционист.

Маленькое дело проще выполнить идеально :) Кроме того, есть шанс, что вы потратите на 15-минутное дело всего полчаса, а не 2 часа на часовое дело :)

[Когда маленькие шаги - проблема]Когда маленькие шаги - проблема

1. Если вы склонны излишне вдаваться в детали и застревать на мелочах.

В таком случае важнее держать цель в уме и научиться останавливаться, когда внимание к мелочам начинает уводить вас в сторону. Также полезно четко формулировать задачу: например, "я разбираю этот ящик, отбираю одежду, которую не буду носить, складываю в эту коробку, починкой и дальнейшей сортировкой займусь потом".

2. Вы любитель генеральных уборок - в прямом и переносном смысле.

Есть люди, которых выполнение работы по частям не мотивирует. Их вдохновляет выделить побольше времени и сделать что-либо за 1 раз. Для таких людей принцип маленьких шагов может пригодиться только в специфических случаях. Например, когда дело неприятное.

3. Объем работы средний, а удовлетворение от результата больше, чем суммарное удовлетворение от выполнения этапов работы по отдельности. И/или затраты ресурсов меньше, если все сделать за 1 раз.

Это можно описать словами "здорово, что я это сделал". Причем речь может идти и о неприятном деле ("здорово, что ничего висит невыполненным"), так и о приятном ("здорово, что было вдохновение взять и сделать это").

Что касается ресурсов, то приведу пример: когда шьешь, удобнее за раз шить много деталей и одинаковыми нитками, если каждый раз доставать машинки или менять нитки.


Делай, сколько возможно сейчас.

"Сегодня мы сделаем сколько сможем, а завтра - чуть больше."

В обсуждении lomelind и yulia-tavlev обратили мое внимание на важную часть системы: идти к возможному в данных условиях результату, а не к идеальному. Мы ориентируемся на наши силы и желание и учимся действовать сообразно им.

[Делать то, что возможно сейчас, - хорошо]Делать то, что возможно сейчас, - хорошо.

1. Если вы привыкли винить себя за "недостаточно (хорошо) сделанное".

Система учит пониманию границы, на которой вы можете остановиться и выработать личные стандарты. Кроме того, учит любить себя и с вниманием относиться к своим потребностям, а чистота и порядок - только одна из них.

2. Когда у вас изменились обстоятельства.

В сторону увеличения или уменьшения нагрузки, улучшения или ухудшения самочувствия. Привычка останавливаться и спрашивать себя: "Что я могу сегодня и что я хочу сегодня?" поможет скорректировать действия и личные стандарты относительно актуальных обстоятельств.

3. У вас недостаточно опыта в уборке.

Когда я переехала от родителей в отдельное жилье, я уборкой занималась редко и некоторые вещи просто не делала, как и дома. С тех пор уборку я не полюбила, но теперь знаю, как ухаживать за своим домом. Делать немного и при желании и возможности постепенно делать больше - хороший путь для приобретения опыта. Как технического, так и в понимании своих нужд.

[Делать то, что возможно сейчас, - не достаточно]Делать то, что возможно сейчас, - не достаточно.

1. Вас не удовлетворяет результат.

Например, без генеральной уборки не хватает ощущения "домытости" квартиры. Но в определении возможного сейчас мы исходим из текущих обстоятельств. Тогда можно творчески подойти к проблеме и поискать способ "домыть" либо сделать что-то, что создаст такое ощущение. Возможно, генеральная уборка вам не понадобиться и существует несколько дополнительных действий, которые принесут в вашу душу покой :) А если кондиции не позволяют тратить интеллектуальный ресурс на решение таких вопросов (так бывает и это нормально), то можно осознанно договориться с собой, что будет именно так какое-то время. И, очень даже может быть, стоит наоборот сократить объем работы, чтобы отдохнуть.

2. Результат не удовлетворяет кого-то другого.

Тут, увы, можно либо договариваться, либо игнорировать чужое мнение. Главное, помните, есть более важные вещи, чем уборка и ваше душевное состояние - важнее! В случае открытого обсуждения, перешедшего в конфронтацию можно воспользоваться волшебными словами: "Тебе надо - ты и делай". Только всегда добавляйте: "У себя дома", если вас критикует пришедший в гости.


Спасибо, что прочитали :)

уборка, организация пространства

Previous post Next post
Up