приведение финансов в порядок

Jun 21, 2011 10:33

привет,

финансовый домашний учет это одна из тем в сообществе которая повторяется от случая к случаю, и двух одинаковых вариантах в двух семьях нет, поэтому я решила поделиться способом организации нашего финансового хозяйства, на мой взгляд получилось удачно и наглядно.

Первое ограничение которое мы приняли - самый минимум категорий. То есть мы договорились, что у нас будет не больше 10ти категорий на все-все-все.
Итого они получились такие:
Доходы (зарплаты)
Долги (выплаты по ипотеке, официальные кредиты, т.е. если я взяла в долг у соседки сто рублей, то это не считается)
Облигации (среднесрочное инвестирование, 3-5 лет, поставили цель, разделили на количество месяцев, получили сумму)
Гипермаркеты (еда, аптека, по хозяйству)
Квитанции (все необходимые ежемесячные платежи - садик, телефон, квитанции на квартиру, мобильные...)
На карман (самая неформализованная категория. так как доходы в целом позволяют не считать очень мелкие траты, и каким-то особенным транжирством мы не страдаем, эта категория должна обозначать сумму которую просто можно взять и потратить на что угодно в любой момент времени в течение месяца. Ну то есть получила я зарплату. и я точно знаю сколько из нее распланировано на другие цели, и сколько можно просто взять и потратить не оглядываясь ни на кого. и при этом я буду знать что все еще двигаюсь к своим финансовым целям.)
На крупное (то же самое что на карман, но сюда уходят деньги на расходы "для души" которые невозможно купить за один месяц, например, отпуск.)
Перемещения - техническая категория чтобы учет был полный.

Дальше для наглядности у нас учет ведется не в виде "внес расходы за период, получил сумму за период", а в виде постоянно обновляемого остатка. Остатки удобнее всего вести в разрезе мест хранения. То есть получается примерно такая табличка:
первая строка: виды наших "мест хранения" - зарплатные карты, кошельки с наличными, кредитки
вторая строка: начальный остаток в каждом месте хранения + третья строка (сумма операций)
третья строка: сумма всех операций на месте хранения

Эти три строки зафиксированы, поэтому я могу в каждый момент времени открыть таблицу и сразу посмотреть сколько и где у меня (и у мужа) есть денег, сколько и где у меня есть долгов. при этом так как категории очень общие, нету "побочного эффекта" от учета в виде сопротивления от партнера, я же не прошу отчитываться полностью. Просто все что тратится тратится - это "на карман" и мне нужна только сумма траты. без дальнейшего стучания по голове "почему так много". То есть например в начале недели у меня было в кошельке 1,5 тысячи, это было в начальном остатке. на неделе я тратила на транспорт, ходила выпить пива с коллегами, покупала молоко на работу, ходила на обед.
в четверг я открываю кошелек, понимаю что там сто рублей, иду в табличку и пишу  "на карман" в колонку "кошелек, Кристина" минус тысяча четыреста рублей. То есть у меня нет необходимости собирать чеки и их вносить, при этом всегда есть картина того что где есть и что еще надо оплатить в этом месяце.
А расходы по остальным категориям - достаточно крупные что на них можно внести чек одной суммой.

на втором листе у меня сумма по всем местам хранения в разрезе видов расхода.
То есть примерно так
Категория     Текущая сумма за период      План      Отклонение

Чтобы держать формулы простыми и не наворачивать лишней логики там где она не нужна, весь этот листочек используется в режиме реального времени, а исторические данные хранятся общей суммой, а не списком транзакций.
То есть, например, наступает первое число месяца. Я иду в табличку и на отдельный лист пишу
Май 2011
Категория   Сумма

После этого иду в первый лист (где у меня остатки по всем картам и кошелькам) - там поправляю начальный остаток по каждой карте или кошельку, и удаляю после этого все операции. И вуаля, остаток внесен новый, я могу опять вносить новые операции, чтобы укрупненно вести учет.

времени такой учет занимает по-минимуму, нет необходимости помнить лишнюю информацию (например, какие именно сосиски я покупала и по какой цене) так как она не приближает меня к цели. к цели меня приближает только да или нет - я потратила "на карман" меньше плана или нет. вот и все. :)
думаю такая система понравится тем кто хочет вести учет, но думает что это лишняя головная боль и не хочет навязывать партнеру излишне "контроллирующий" учет.

пример моего листа повесила на гуглдок вот тут: https://spreadsheets.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AqbC3Elsb3_vdHFudTNUbUwxR3ZVUVMxRUstWUYwQUE&hl=en_US&authkey=CMTJmaED
там естественно цифры приведены для примера и не соответсвтуют действительности, но механизм учета прослеживается :)

Финансы, Письма и примеры

Previous post Next post
Up