Грядущая революция здоровья (5)

Feb 21, 2014 20:56

ВНУТРИКЛЕТОЧНАЯ АУТОФАГИЯ

Существует один огромный энзим, работающий по-особому, независимо от лизосомы и аутофагии. Это протеаза, чрезвычайно мощный чистильщик и настоящий «шредер» для внутриклеточного мусора. Он маркирует ущербные белки для их дальнейшего расщепления другими энзимами или же сам их уничтожает. Этот процесс называется «система убиквитинпротеаза», и трое открывших его ученых получили в 2004 году Нобелевскую премию по химии.


Клетка постоянно производит белки, в том числе и некоторое количество ущербных (как и в случае с митохондриями, о чем я раньше говорил). Поэтому организму насущно необходимо иметь всеохватную, коллективную систему: внутриклеточный «перерабатывающий завод» (аутофагию) и плюс к этому энзими-шредеры, способные дополнительно ликвидировать возникший брак. Таковы два вида функций, используемых клетками для устранения чужеродных субстанций и ущербных белков с целью сохранения своего здоровья.

Давайте еще раз напомним себе эту цепочку причин и следствий: когда внутриклеточная детоксификация становится неэффективной, способность митохондрий производить энергию ослабевает, клкетки теряют здоровье - и мы заболеваем. Приведу такой пример: в среднем мозге, который в ответе за моторные функции тела, имеется так называемое темное пятно, где вырабатывается гормон допамин.

Почему оно выглядит темным? Дело в том, что здесь сконцентрированы митохондрии - клеточные «силовые установки», - а белки, которые в этом месте производятся, известны своим высоким процентом брака. И если энзими-шредеры не функционируют эффективно в этом столпотворении органелл и сложных субстанций, то митохондрии тоже становятся неработоспособными. В итоге выработка допамина катастрофически падает. Возникает ужасная болезнь Паркинсона.

Накапливание ущербных белков дает и другие печальные следствия. Например, болезнь Альцгеймера (слабоумие), когда неработоспособные амилоидные белки доводят до «суицида» здоровые нервные клетки. Или болезнь Шарко (вид склероза) - в этом случае рост ущербных белков в мозге приводит к неспособности двигательных нервов управлять мышцами рук, ног, гортани и языка. Именно деятельность энзимов-шредеров предотвращает эти заболевания мозга и нервной системы, при которых теряешь способность даже пальцем пошевелить.

И это еще далеко не все последствия сбоя функций аутофагии и энзимов. Все больше становится фактов о том, что та же проблема коренится в основе таких заболеваний иммунной системы, как рак и аллергии. Я убежден: внутриклеточная детоксикация вскоре станет одной из наиважнейших областей медицинских исследований.

Когда я сам изучал эту область, то заметил один крайне интересный факт. То, что лизосома делает в клетках мира фауны (включая людей), имеет свою аналогию в мире флоры, то есть растений. Там подобная органелла называется вакуоль. Это наполненный жидкостью мешочек, и из него состоит более 90% растительной клетки (вот почему свежие фрукты и овощи всегда наполнены соком). Как и лизосома, вакуоль производит множество энзимов-шредеров для внутриклеточной детоксикации, удаления мусора и опасных субстанций.

В последние годы эти вакуолярные энзимы привлекли к себе особое внимание ученых. Когда патоген вторгается в клетку, их вырабатывает органелла под названием малый цистид, запуская в клеточную цитоплазму. Там они разрушают мембрану, и инфицированная клетка гибнет. Этот процесс, называемый апоптозом - генетически запрограммированной смертью клеток, - на первый взгляд крайне опасен. Однако на самом деле он ключ к выживанию всех живых организмов. Его недееспособность ведет к бесконтрольному размножению клеток - раку.
В нормальном состоянии у среднестатистического взрослого индивида благодаря апоптозу гибнет ежедневно от 50 до 70 миллиардов клеток. Иными словами, инфицированная клетка производит энзимы, которые убивают ее. В некотором смысле, это может считаться самым бесспорным и бескомпромиссным вариантом внутриклеточной детоксикации.

Что же касается растений, то в их случае работает уникальный, только им присущий механизм: возникающие из отходов и ущербных белков свободные радикалы кислорода ликвидируются множеством антикислотных компонентов - фитохимикатов (таких, например, как полифенол). Такая детоксикация дополнена работой энзимов внутри вакуолей. Кроме того, у ряда растений вакуоли содержат токсины алкалоидной группы: кокаин, никотин, кофеин и т.д. Они производятся клетками не для утехи людей, как можно подумать, но для отражения внешних врагов: инфекций и насекомых-вредителей. Укорененные в землю и неспособные двигаться, растения нуждаются в сверхсильной защите. Вот почему они полны живительной мудрости - в виде самых разных стратегий эффективнейшей детоксикации.

Аналогично флоре, активность жизни в микроорганизмах тоже поддерживается множеством энзимов. Есть такие бактерии, что при угрозе голода создают собственную копию - споры. И эти споры затем съедают их при помощи специальных энзимов. Иными словами, бактерии отдают себя в жертву собственным «клонам» в качестве питательных веществ! Возможно, именно таков был изначальный механизм внутриклеточной детоксикации. Если глянуть га одну ступеньку эволюции выше - то грибы, будучи эукариотами, сложней устроены, нежели микробы. Их клетки уже имеют вакуоли, где содержатся энзимы-шредеры.

ЮНОЗИМЫ

Я дал имя всем этим энзимам-санитарам, что трудятся в животных, растениях и микроорганизмах. Мне нравится звать их юнозимами, ибо они помогают обновлять клетки тела. В их деятельности хорошо видна ключевая роль в защите жизни, здоровья и омоложения организма.

Для ясности понимания давайте сравним их с пищеварительными и метаболическими энзимами, которые нам лучше знакомы. Мы уже говорили о них. Они участвуют в переваривании и усвоении пищи и ее трансформации в энергию (с помощью митохондрий в клетках). Иными словами, обеспечивают поддержание жизнедеятельности в повседневном ритме.

Юнозимы же, напротив, активируются, когда жизнь под угрозой. Степень их активности - это «барометр», указывающий, насколько высок в индивиде уровень жизненных сил. Мы сильны лишь настолько, насколько сильны юнозимы.

Вспомним об апоптозе - иммунной защите, которую можно назвать самой естественной и природной. Зараженные клетки совершают самоубийство, унося с собой в небытие проникшие внутрь патогены. То есть, когда обычный механизм детоксикации не срабатывает, включается программа самопожертвования. В целом, клетка защищает себя комплексом из трех систем: 1) внутриклеточная детоксикация, 2) врожденный иммунитет и 3) апоптоз. Так вот, юнозимы участвуют во всех них.

Давайте подробней рассмотрим механизмы врожденного иммунитета и апоптоза и роль в них юнозимов. Начнем с иммунитета. Его значимость вряд ли кем-то ставится под сомнение, однако есть еще немало людей, которые ничего не слышали о такой его разновидности, как врожденный иммунитет. В недалеком прошлом медицинская наука концентрировалась лишь на изучении иммунных клеток в крови и лимфе. Но ведь это приобретенный иммунитет, который появился на Земле лишь вместе с возникновением позвоночных животных, после сотен миллионов лет предыдущей эволюции. Он не универсален среди живых существ.

Такой иммунитет распознает неизвестный патоген, делая из него антиген и вырабатывая нужные антитела. Иными словами, он в буквальном смысле приобретается лишь после атаки на клетку. Зато природный, врожденный иммунитет работает там все время - причем с тех самых пор, как Жизнь впервые появилась на планете. Приобретенный иммунитет воздвигнут на фундаменте врожденного.

Все более глубокое понимание этого осуществляет кардинальный сдвиг в нашем подходе к здоровью. Медики начинают говорить о профилактике усиления врожденного иммунитета, а также относить вакцинацию ко второй, а антибиотики - к самой последней линии обороны организма (когда болезнь обнаружена поздно и другие средства уже не помогают).

Давайте вспомним объяснение заразных заболеваний. Человечество мучится гриппом, корью, холерой и иными инфекциями с начала своей истории. Но если взять, например, пандемию испанки, унесшей по миру десятки миллионов жизней, то обнаружится примечательный факт: не все ею заражались, а некоторые из зараженных переболели в легкой, неопасной форме. Откуда такая разница в реакции на патоген?

Дело в том, что в случае приобретенного иммунитета невозможно противостоять проникшей внутрь инфекции, пока в результате реакции антиген-антитело не будут выработаны эти последние, что занимает определенный промежуток времени. Кроме того, на иной, новый патоген требуются новые антитела, а это еще больше времени.
Другими словами, у человека нет возможности немедленно отреагировать на проникшую заразу. Что отделяет жизнь от смерти в случае опаснейшей инфекции? Наличие врожденного иммунитета. Без него, присущего всем земным существам, и приобретенный иммунитет не сработает. Врожденный иммунитет обычно связывают с деятельностью макрофагов, которые известны примитивностью своих функций на фоне остальных иммуноцитов.
Рассмотрим их ближе. Разновидность лейкоцитов поглощает и переваривает проникшие в тело чужеродные вещества - в чем наука, собственно, и усматривала крайнюю простоту.

Однако мы знаем: макрофаги имеют еще и другую важную функцию. Они действуют как центр управления, что выдает нужные сведения лимфоцитам, которые, в свою очередь, вырабатывают по этим инструкциям антитела. Лимфоциты считаются базисом иммунной защиты. Но что интересно - они не в состоянии ничего предпринять, пока их не проинструктируют макрофаги. То есть, с одной стороны, примитивное поедание, а с другой - сложное управление иммуноцитами.

Макрофаги вполне можно считать особой силой врожденного иммунитета клетки, без которой приобретенный иммунитет не действует. Как такое стало возможным? Объяснение очевидно: когда одноклеточные механизмы эволюционировали в многоклеточные, нарастив размер и сложность, изначальный иммунитет (поедание патогенов) перестал справляться с целью, и тогда возник приобретенный иммунитет, а макрофаги обрели вторую функцию, его управителя.

Можно даже глубже проследить эту эволюцию. Самые первые многоклеточные организмы состояли, скорее всего, из одной лишь пищеварительной трубки, во многом похожей на наш кишечник (таковы, например, современные кораллы). Жизнь была проста до крайности: потребляй еду с одного конца, переваривай, усваивай - и выделяй с другого, противоположного.

Кишечник расположен внутри тела, но регулярно вступает в контакт с внешним миром в связи с заглатыванием пищи. Естественно, что вместе с ней поступают внутрь все виды патогенов. Предками макрофагов были фагоциты, которые выделились (дифференцировались) из обычных кишечных клеток именно с целью защиты организма от инфекций.

Следующая эволюционная ступень иммуноцитов - нейтрофилы и лимфоциты - это результат дифференциации уже самих фагоцитов. Когда видишь это поступательное развитие, четкая связь между врожденным и приобретённым иммунитетом становится яснее. Недаром в наши дни идут горячие научные дебаты: не отложить ли пока в сторону общую иммунологию и начать пристально исследовать врожденный иммунитет?

АПОПТОЗ

Апоптоз - еще один вид биологической защиты. Это крайняя мера - гибель клетки, когда она переполнена продуктами распада или патогенами, слишком сильными, чтобы она могла защитить себя детоксикацией и врожденным иммунитетом. Иными словами, это добровольный суицид, причем очень позитивный сточки зрения предохранения соседних клеток от распространения вреда. Он присущ всем многоклеточным существам, да и вместо жертвенной клетки организм тут же производит идентично новую. Правильным будет представлять это себе как систему переработки.

Наглядный пример апоптоза - потеря хвоста у головастика, когда он становится лягушкой. Или другой пример: у человеческого зародыша на ранней стадии пальчики еще соединены друг с другом перепонками. Клетки этих перепонок отмирают и исчезают именно благодаря апоптозу.

Апоптоз играет огромную роль при возникновении рака. Он не дает плодящимся раковым клеткам бесконтрольно распространяться, «уговаривая» их совершить суицид. Однако, если в теле присутствует большое количество свободных радикалов кислорода, создающих кислую среду, это ему плохо удается.

Вот почему я настоятельно рекомендую раковым больным следовать моей программе Шинья Биозим - есть больше свежих фруктов и овощей и меньше животных белков, чтобы избавить тело от свободных радикалов и активировать апоптоз.

Юнозимы, разумеется, ключевой его участник. Особенно каспазы, управляющие самим процессов апоптоза. Эти удивительные энзимы пребывают в пассивном, «спящем» состоянии, если не нужны. Но чуть только возникает необходимость апоптоза, их будит другая разновидность энзимов.

АДАПТИВНЫЕ СВОЙСТВА ЮНОЗИМОВ

Наверное, вы давно уже жаждете узнать о сути юнозимов и как они поддерживают в нас жизнь. Сейчас я расскажу об этом обстоятельно. Юнозимы - это группы энзимов, участвующих в процессе внутриклеточной детоксикации, обеспечивая иммунитет и апоптоз. С их помощью клетки очищаются от проникших патогенов и собственных отходов. И поток жизненной энергии течет, не угасая.

Чем глубже мы поймем миссию юнозимов, тем больше узнаем о том, как их активировать. Они, к примеру, способны адаптироваться и действовать в слабокислой среде. Это важно. Когда человек здоров, его кожа именно слабокислотная, что мешает вредным бактериям распространяться. Но такая среда не вполне подходит обычным энзимам, они в ней пассивны. Таким образом, кожа становится эксклюзивной зоной деятельности и ответственности юнозимов. Кстати, среда лизосом, органелл внутриклеточной детоксикации, тоже слабокислотная (как я уже упоминал, это препятствует проникновению патогенов в клетку).

Еще одна немаловажная характеристика юнозимов: они могут функционировать при высоких температурах. Вы, должно быть читали в научной литературе, что энзимы слабеют с повышением тепла. Однако этот факт применим лишь к обычным энзимам. Юнозимы обнаруживают прямо противоположные качества. Давайте вспомним: в жару простудной лихорадки у нас обычно пропадает аппетит. Это потому, что ослабевают пищеварительные энзимы. Они активны при температуре тела около 37C, но уже при 37,8 и более их дееспособность радикально падает. Кроме того, мы чувствуем постоянную усталость, ничего не хочется делать - а это уже из-за пассивной метаболических энзимов, отвечающих за обмен веществ. Но есть и положительный момент: вирусы и вредные бактерии тоже замедляются, впадают в «спячку». Именно юнозимы - которых температурный рост, наоборот, бодрит - обнаруживают их и очищают организм.

Еще совсем недавно врачи рекомендовали быстрей гасить простудный жар аспирином и иными препаратами. Теперь же, в свете новых знаний, мы видим, что этого делать не надо. Жар - нормальная реакция тела с целью избавления от патогенов. Точно так же сопровождается повышением температуры воспаление миндалин и инфицированной раны. Кроме того, воспалительный процесс создает вокруг себя слабокислотную среду (о которой уже выше говорилось) - дополнительный барьер, и для патогенов, и для обычных энзимов, который активирует юнозимы на защиту организма.

Продолжение следует
Previous post Next post
Up