Статья о медиации (переводная)

May 05, 2009 15:18

Это, должно быть, тяжело…

Сила медиации основана во многом на том, что медиаторы дают сторонам почувствовать, что они понимают их переживания.
Задумайтесь: когда люди общаются с медиатором, они обычно наполнены сильными негативными переживаниями. Боль, злость, ревность, унижение, безнадежность, страх…
Одно из важных и простых посланий медиатора сторонам: «Я чувствую, что с вами происходит».
Лучшие медиаторы эмпатичны - они вовлечены в подлинный эмоциональный диалог со сторонами, пытаясь понять и погрузиться в их переживания.
Но некоторые делают это лучше, чем другие.

Чтобы проиллюстрировать, давайте сравним, как две пары медиаторов ведут одну и ту же сессию.
Вот фабула: ученица старших классов Кристал узнала, что ее лучшая подруга Дженнифер якобы «замутила» роман с ее бойфрендом Рамоном. Взбешенная, она столкнулась с Дженнифер в столовой, начала кричать на нее и в конце концов толкнула. Сначала это привело обеих девушек в кабинет дирекции, а потом на медиацию ровесников.
Проводя совместную встречу (joint session), в течение которой Кристал и Дженнифер были напряженными и закрытыми, медиаторы решили поговорить с каждой наедине (private sessions).

Сначала пример беседы с медиатором, который плохо эмпатирует.
Кристал: …пауза… Я просто не могу поверить, что она нанесла мне такой удар в спину…
Медиатор: То есть ее поступок тебя удивляет?
К.: Да… я не ожидала этого от нее…
М.: Какую, как ты думаешь, сыграл роль во всем этом Рамон?
К.: Не знаю… Он парень, поэтому, скорее всего, он тоже активно вовлекал ее во все это.
М.: Ты говорила с ним после инцидента с Дженнифер?
К.: Да. Он все отрицал.
М.: У тебя были с ним хорошие отношения?
К.: Да, это было здорово…
М.: Так ты готова договориться с Дженнифер?

Этот пример демонстрирует много недостатков работы медиатора. Один пример: медиаторы задают в основном закрытые вопросы, вопросы, которые проистекают скорее из их собственных представлений и их преждевременного желания «решить проблему», нежели из потребностей Кристал.
Наиболее важно для заявленной нами проблемы то, что медиаторы демонстрируют минимум эмпатии. Хотя они коротко обозначили весьма поверхностное чувство (удивление), они, кажется, не собираются дать понять Кристал, что они понимают, как ей сейчас тяжело.
Когда медиаторы пренебрегают глубокими чувствами, они пренебрегают личностью человека.

Теперь давайте посмотрим, как работают медиаторы, лучше проявляющие эмпатию. Возьмем тот же фрагмент.
Кристал: …пауза… Я просто не могу поверить, что она нанесла мне такой удар в спину…
Медиатор: …пауза… Почему действия Дженнифер оказались для тебя столь неожиданными?
К.: …Потому что она была моей подругой… …пауза…
М.: …Что ты имеешь в виду? Чем была для тебя дружба с Дженнифер?
К.: Я думала, что это здорово. Мы все делали вместе: тусовались, гуляли. Мы даже одевались одинаково… люди спрашивали, не сестры ли мы… пауза… она была одной из моих лучших подруг… …длинная пауза…
М.: …И что сейчас?
К.: Я не знаю. Я думаю, что это закончилось. …длинная пауза…
М.: … Это, должно быть, ужасно. Кажется, что ты не только переживаешь предательство с ее стороны, но и, возможно, ты теряешь одну из лучших подруг из-за всего этого…
К.: …Да, это ужасно… очень… …длинная пауза…
М.: И… как ты справляешься с этим?
К.: …Я не знаю… Я думаю, я просто должна принять это. Я ничего не могу поделать теперь. …длинная пауза… Хотя я не понимаю, почему она это сделала. Разве я ей что-то сделала плохое?
М.: Мы этого не знаем. Но ты можешь спросить об этом у Дженнифер, когда мы вернемся.

Этот отрывок многое показывает: медиаторы дают Кристал пространство в виде пауз и молчания, что позволяет ей открываться. Они в основном задают открытые вопросы, следуя за содержанием Кристал.
Самое важное: медиаторы дают ясно понять Кристал, что они знают, каково это - быть на ее месте.

Стороны многое выигрывают от такой позиции медиатора:
· Больше доверяют медиаторам и процессу;
· Готовы делиться информацией в процессе медиации, тем самым повышая свои шансы получить пользу от медиации;
· Узнают о своих чувствах (стороны часто не осознают, что чувствуют, особенно в начале сессии);
· Чувствуют себя достаточно безопасно, чтобы попытаться понять ситуацию другого;
· Учатся решать проблемы более успешно: осознание своих чувств позволяет принимать ясные решения, не искаженные подавленными эмоциями.

Тренеры медиации часто опасаются, что обращение к чувствам может породить непродуктивную и дискомфортную коммуникацию.
Совсем наоборот! Эмпатия - часто самый быстрый и эффективный путь для того, чтобы помочь сторонам «пройти» через свои чувства. Как в предыдущем отрывке, всего лишь несколько минут могут привести к разительным переменам.
Сопротивление медиаторов переживанию эмпатии и напористое стремление «решить проблему» обычно связано с их собственными трудностями в переживании сильных эмоций и с недостатком практики.
Проявление эмпатии кажется простым: когда сторона проявляет сильные эмоции, медиатор может просто слушать, задавать вопросы и резюмировать.

Но есть важные нюансы:
- Медиаторы по-разному проявляют эмпатию на разных этапах процесса медиации.
В течение первых совместных сессий необходима сдержанность: стороны могут интерпретировать проявления глубокого эмпатического понимания как «согласие с противником». В течение раздельных сессий (private sessions), вероятно, самых насыщенных эмпатией, более сдержанное «Вы говорите, что почувствовали злость, когда…» может быть трансформировано в «Я вижу, какую злость это в вас вызвало. Это, должно быть, тяжело. Как вы справляетесь с этим?».
- Чтобы поставить себя на место другого, вы должны понимать, что это такое - быть на его месте.
Медиаторы не распознают унижение или бесчестье, которое испытывает сторона конфликта, пока не обнаружат в себе опыт подобных переживаний. Чем больше эмоциональная зрелость медиатора, которая подразумевает открытость широкому спектру эмоций внутри себя, тем выше вероятность, что он сможет распознать и почувствовать, что происходит с человеком на сессии.

Медиаторы могут работать и без особой эмпатии. Я наблюдал это много раз.
Но лучшие медиаторы вкладывают душу в свою работу: они эмпатируют.

P.S. Текст имеет авторство, прошу цитировать исключительно со ссылкой, а желательно - с моего согласия.

рабочие темы, медиация

Previous post Next post
Up