Открытое письмо о Премии Кандинского-2008
1.Нам нет никакого дела до художника Алексея Беляева-Гинтовта. Нас ничего не связывает с премией Кандинского и стоящими за ней людьми. Но сочетание такой институции публичного признания и такого художника, как Беляев-Гинтовт, номинированного в шорт-лист этой премии, - это важный культурный и политический симптом.
Своих политических взглядов Беляев-Гинтовт не скрывал никогда. С середины 90-х, находясь под влиянием доктрин протофашистского идеолога Дугина, он эпатирует "либеральную интеллигенцию" своим ультраправым пропагандистским декором, а в последние годы является стилистом "Евразийского союза молодежи" - крупной вождистской секты, выполняющей альтернативный подряд на эстетическое и идеологическое оформление имперских претензий российской власти.
Какая бы "мифотворческая" муть не оседала в декларациях "евразийцев", это - хорошо знакомое по трагической истории XX века фашиствующее эстетство.
2.Решение жюри премии ярко выражает состояние современной российской культуры, политики и общественной жизни. Уже давно они объяты глубоким сном неолиберального "разума" - в локальной версии, доводящей до гротеска все его особенности. В этом сне нет различий между правым и левым, красным и коричневым, фашизмом и коммунизмом. В нем признается только частная собственность и "саморегулирующийся" рынок, в кромешной тьме которого все кошки - серы.
Именно в этой точке сомнамбулического безразличия соединяются сегодня эклектическая "лево-националистическая" идеология "евразийства" и позиции видных представителей российской бизнес и медиа-элиты, входящих в жюри и попечительский совет премии.
"Пусть цветут все цветы!", "Все идеологии стоят друг друга!", "Искусство вне политики!" Так в один голос заявляют эти респектабельные господа. Они делают выгодные финансовые и символические вложения в искусство, и с помощью "очевидных" лозунгов легитимируют возможность откровенно фашистских высказываний в публичном пространстве.
"Мы политические убеждения художников не обсуждали. Что же касается эстетики, то я считаю, что это очень интересное явление", - говорит Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея, член жюри премии Кандинского. Он видит в творчестве Гинтовта "ироническую дистанцию", "игру" и делает вид, будто ему ничего не известно о политических взглядах художника. Вероятно, сходной позиции придерживается большинство членов жюри.
Но, если для российских экспертов, входящих в состав жюри премии, идеологическая подоплека подобного искусства не совсем ясна, тогда, может быть, их немецкие коллеги, соучредители премии из Фонда искусств респектабельного DeutscheBank'a, могли бы напомнить о судьбе нацистского искусства у себя на Родине? Однако, похоже, иностранные члены жюри не имели возможности по-настоящему разобраться в российском контексте. Но им тоже придется нести ответственность за выбор жюри.
"Решение жюри может быть истолковано как солидарность с его (Беляева) позициями" - полагает Иосиф Бакштейн, комиссар Московской Биеннале. От себя мы прибавим, что сделаем все возможное, чтобы оно было истолковано и воспринято именно таким образом.
3.По меткому определению ведущего российского арт-критика Андрея Ковалева, включение художника Беляева-Гинтовта в шорт лист премии Кандинского выражает "стремительную фашизацию правящего класса".
Названия работ Гинтовта красноречивы: "Правый марш", "Наш сапог свят!", "Слава русскому оружию!", "Мы будем лечить вас йадом!", "Абсолютная родина", "Все сжечь", "Какой урон ты нанёс врагу?!". Десятки и сотни убийств на национальной почве
совершено за последние годы под лозунгами, подобными этим, напрямую
вырастающим из манифестов "Евразийского движения":"+Мы Союз Господ, новых повелителей Евразии. Мы утвердим свою волю суверенно, непоколебимо, безотзывно. +Наша цель - абсолютная власть+ Нам поклонялись народы и страны, нашa длань простиралась в полмира, а подошвы топтали горы и долины всех континентов земного шара. Мы все вернем назад+ Россия - вот истинная мера вещей. То, что ее и ее народ укрепляет, объединяет, усиливает - благо, все, что их ослабляет - зло. Так рождается "опричная этика". Родина Русь превыше всего".
Имеет ли в виду эти призывы Николай Молок, когда утверждает, что творческая позиция Беляева (оформляющего все эти бредни в "большой художественный стиль") "выражает тенденцию госстроительства"?
Имеет ли он в виду, что российское госстроительство - это призывы к милитаризму, эстетствующей героике, культу насилия, войне, самым оголтелым формам фашиствующего неравенства "господ" и "рабов"?
Хочет ли жюри престижной премии сообщить нам своим решением о том, что соответствующий стиль уже узаконен в российской публичной сфере?
4.После Второй мировой войны современное искусство могло быть каким угодно, только не крайне правым и не фашизоидным. Однако теперь, с выходом на мировую арену российского капитала и кризисом существующей модели неолиберального капитализма, подыскивающего для себя новые формы и идеологии, современное искусство, как и связанный с ним бизнес, осваивает эти новые для себя сферы.
"Бездарно выглядит [кавказская] горная дорога, по которой не идут российские танки", - полагает Беляев-Гинтовт. Это высказывание задает известное фашистское распределение эстетического и политического. Весь мир рассматривается под углом его формирования "волей" художника-господина, который хочет "красоты" и "власти". Если смерть "красива" - то "да, смерть!". Пусть даже это смерть миллионов.
Наша "политизация искусства" сегодня - отказ судить о работах Гинтовта по тем же эстетическим законам, что и о работах других современных художников, как бы далеки от нас они ни были. Наши расхождения с "попечителями", арт-дельцами и критиками, поддерживающими ультраправое искусство - расхождения в первую очередь политические. Только введя политический критерий, мы можем говорить об искусстве как об искусстве; только поместив Гинтовта в контекст ангажированного ультраправого искусства, мы можем давать ему серьёзные эстетические оценки.
5."Расцвет" российского современного искусства последних лет, тесно связанный с освоением избыточных нефтеприбылей, происходит с особой буржуазно-прогрессистской самоуверенностью, подавляющей любые сомнения в реальной прогрессивности форм и содержания этого "расцвета". Насквозь реакционный, глубоко антидемократичный по своей сути российский правящий класс продвигает свои осознанные материальные интересы и полусознательные эстетические предпочтения, коррумпируя культурную и интеллектуальную сферы.
Одна из статей того же Молока называлась "Всем молчать!" и говорила о том, что не стоит критиковать Московскую биеннале, а надо радоваться, что "она у нас есть".
"Всем молчать!" Таков результат 15-летней политической деградации российского общества. Таков итог уходящей эпохи транснациональной приватизации всего и вся. Она оставила общество фактически лишенным каких-либо навыков критического анализа, демократической дискуссии, гражданской, классовой солидарности.
Мы призываем не молчать всех тех, кто способен на критическую мысль и солидарное действие. Мы призываем прервать фашизоидные грёзы российских элит и аполитичную дремоту тех, кто пассивно движется вместе с ними в одном русле.
Фашизм, нацизм, национализм любых мастей - на свалку истории!
Социалистическое движение "Вперед"
Группа "Что Делать?"