Наблюдение серий трехмерных решеток ("модульных структур" в терминологии Розалинд Краусс и самого ЛеВитта) выявило некую повторяющуюся схему этих работ.
Большинство работ:
а) кубообразные (за исключением нескольких пирамид)
б) белые (за исключением черной "Floor Structure" 1965 года)
в) сделаны из природных материалов - дерева, каменного угля (за исключением немногочисленных экспериментов со сталью)
г) состоят из множества частей, элементов, как повторяющихся, так и различных
д) по своей организации напоминают решетку, клетку, сеть
--------------------------------------------------
Таким образом, на примере скульптурных работ ЛеВитта можно наблюдать отход от основных признаков-условий минимализма, почти что пренебрежение его принципами:
:
1. неприродные, вечные материалы (сталь, стекло, зеркалальное стекло, плексиглас, металлическая краска) - у него же материалы природные (дерево, каменный уголь)
2. неконнотативность, сознательное исключение возможности возникновения коннотаций - явное пренебрежение этим принципом - решетка навязчиво коннотативна.
3. тотальность, единство, монолитность произведения - у него же целое состоит из четких равных частей
4. не возвращение к одной и той же форме в различных ситуациях и материалах и цветах, а, напротив, поразительная вариативность внутри одной структуры и материала, и цвета.
5. простота - сложность
--------------------------------------------------
Следует заметить, что отход наблюдается не только в практическом, но и в теоретическом плане: основные манифесты Сола ЛеВитта предлагают осмысление и развивают теорию не минимализма, а концептуализма, на чем сделан акцент уже в самих названиях (Paragraphs on Conceptual Art, Sentences on Conceptual Art), в то время как заголовки манифестов других теоретиков указывают на их принадлежность течению минимализма или на наличие рефлексии над основными положениями этого течения внутри текста конкретного манифеста.
В то время как большинство минималистов занимаются в рамках своего течения не только лишь формотворчеством, но и словотворчеством, публикуя различные манифесты минимализма и рассуждения о нем, ЛеВитта совершенно не увлекает минималистский дискурс, но он поглощен дискурсом концептуальным.
--------------------------------------------------
Развивашись в минималистском лоне чистых форм, ЛеВитта стал как бы "выкидышем по собственной воле": не материнское тело отвергло ЛеВитта, но его собственное тело решило освободиться от давления материнского, будучи уже само беременным концептуализмом (заметим, что манифесты ЛеВитта стали одними из первых в истории концептуального искусства).
Sol Lewitt. Modular Cube.
Sol LeWitt. Open Geometric Structure 2-2,1-1, painted wood, 20x29½x20 inches, 1991.
Sol LeWitt. Floor plan №4, 1976, painted wood, 43.1/4x43.1/4x43.1/4 in.