Отряд не заметил потери бойца («Гамлет» Оливера Фрлича)

Nov 20, 2015 23:12



Я дочитала роман Николь Краусс «Большой дом» и поехала смотреть «Гамлета». Роман меня не очаровал, но в нём очень точно было схвачено настроение, давно уже разлитое вокруг. Распалось всё - не только связь времён, но все и всяческие связи. Человек остался наедине сам с собой, но и наедине он не может собрать самого себя, сохранить целостность, он распадается на части, ведущие непримиримую борьбу друг с другом. Кризис воли. Кризис желаний. Страх перед жизнью.

Хорватский «Гамлет» - словно слепок с той же реальности. Текст сильно сокращен, сюжет кастрирован, одна актриса играет Офелию и Гертруду, один актёр - Клавдия и Призрака. Клиповое сознание: целое уже не ухватить, не хватает ни времени, ни терпения, ни навыка. Гамлет в этом спектакле серьёзно болен. Он не разыгрывает сумасшествие, он с головой в него ныряет. Так ныряют в депрессию, чтобы сохранить жизнь или хотя бы её видимость. Потому что мир вокруг рушится. Не столько смерть отца пугает Гамлета, сколько предательство любимой матушки. Гамлет Крежимира Микича нервен, тонок, умён и проницателен. Но он не жилец. С первой же минуты спектакля перед нами живой труп. Один из героев Краусс задаётся вопросом, почему одних столкновение с трагедией ломает, а других нет. На самом деле, ломает всех. Просто в одном случае излом сразу заметен, а в другом тщательно маскируется. То, что нас не убивает, не делает нас сильнее. В лучшем случае, броня наша становится толще. Хотя я не уверена, что этот случай лучший.

Герои спектакля рассказывают нам, что совсем недавно Гамлет был весел и влюблён - это подчёркнуто куда сильнее, чем в первоисточнике. Тем страшнее то, что происходит у нас на глазах. После предательства самого дорогого человека Гамлет перестает верить всем: девушкам, друзьям, себе, миру. Он не знает, куда себя преткнуть. Он всем неудобен, как всегда неудобна чужая скорбь - излечить её сложно, зато она постоянно напоминает о собственном несовершенстве, приспособленчестве, трусости, жестокости.

Гамлет - не герой. Но я героев не встречала в этой жизни. Он из тех, кого убивают - параллель с отцом неслучайна (спектакль начинается помнанием Гамлета-отца, а заканчивается скорбной речью по сыну). Характерно, что Гамлет никого в спектакле не убивает, разве что свою любовь. Но любовь и предательство плохо уживаются на одном свете. Вообще удивительно, как быстро и незаметно в спектакле происходит перевёртыш: вопрос «Кого должен порешить Гамлет, чтоб восстановить справедливость?» превращается в «Как пришить старушку?» В смысле, самого Гамлета. Потому что больше всего на свете люди не любят свидетелей своей подлости.

net, shakespeare, театр

Previous post Next post
Up