Приглашение на казнь («Белая роза» Михаэля Ферхёвена)

Aug 10, 2015 22:15



Сегодня я дважды пережила смертную казнь. Первый раз благодаря Шиллеру (моему драматургу №1 этого года), второй - благодаря Гитлеру. Сначала мы с Никой Игоревной сели смотреть «Играем Шиллера», вернее, все те куски, с трудом слагающиеся в единую картину, которые нам удалось нарыть в безбрежных пучинах интернета. Дело в том, что у нас случилась незапланированная любовь с режиссёром Римасом Туминасом. Случилась отчасти из сердечной склонности, а отчасти по служебной необходимости, и вот теперь мы честно смотрим всё, что удастся найти. В том числе и давний уже спектакль «Современника».

Сцена казни сделана Туминасом так ярко, что мы с Никой решили, что ночных кошмаров нам сегодня не миновать. А тут ещё «Белая роза».

Я уже не помню, когда впервые услышала историю мало известной у нас антифашистской организации. Но история эта неизменно приводит меня в изумление. Сохранить чистый разум и совесть в ситуации мощнейшего давления идеологической машины - дорогого стоит. И не просто сохранить, но и не побояться открыто выступать против. Что это? Чудовищная наивность? Жажда сильных эмоций? Обострённая личная ответственность за всё, что происходит вокруг?

Несколько лет назад я уже пыталась посмотреть «Последние дни Софи Шолль» - и не смогла. Хотя главную роль играла любимая мной Юлия Йенч. Фильм показался мне натужным, иллюстративным и даже занудноватым, и на середине я сломалась. И я уж точно не стала бы смотреть снятую в 1982 году «Белую розу» (и просто не узнала бы о его существовании), если бы не очень хороший режиссёр Михаэль Ферхёвен и не потрясающая актриса Лена Штольце. Когда-то я видела её в небольшой роли в «Розенштрассе» Маргарет фон Тротты, совсем недавно у той же фон Тротты в сложной и яркой роли Юты в «Видениях. Из жизни Хильдегард Бингенской», но по-настоящему оценила в гомерически смешной, горькой и страшной «Дрянной девчонке» того же Ферхёвена. Суть там в том, что наивная немецкая школьница решает выяснить некоторые исторические факты из жизни родного города. Только факты эти относятся ко временам Третьего Рейха, и многие жители города (особенно высокопоставленные) совершенно не хотят, чтобы неудобная правда вышла наружу. И устраивают упрямой девочке такую жизнь, что мало не покажется.

После этого не посмотреть «Белую розу» было невозможно. И опять мы сломались на середине, но совершенно по другой причине. Мне давно не было так больно и страшно смотреть кино. Просто невыносимо. Хотя прошли пресловутые 70 лет, и даже больше. Хотя до начала фильма знаешь, чем всё кончится (собственно, фильм начинается со скупых строчек приведённого в исполнение приговора - никаких иллюзий). Хотя фильм снят в характерной для Ферхёвена манере - с отстранением и чернейшим юмором - не срабатывает ничего. В общем, как мы месяц назад застопорились, так и лежал недосмотренный фильм мёртвым грузом. И сегодня я-таки решила его выбросить. И вместо этого досмотрела. И выбросить не смогла. Что будет сниться ночью - лучше не думать.

кино, германия

Previous post Next post
Up