Много лет назад моя тогда юная подруга поразила меня страстным сбивчивым монологом. Суть его сводилась к тому, что юный муж её близкой родственницы (кажется, двоюродной сестры, с которой, по легенде, они были в хороших отношениях) делает ей авансы. Про мужа этого я раньше слышала только хорошее, поэтому, понятно, удивилась. Но это были цветочки, ягодки же состояли в том, что посетовав на некрасивую ситуацию, барышня сообщила, что готова воспользоваться случаям. Вопрос о последствиях она отмела с ходу, приведя бронебойный контраргумент «хочу и буду»!
Спустя почти десять лет та же барышня рыдала у меня на плече, что нормальных мужиков днём с огнём не найдёшь. Я с ходу назвала нашего общего знакомого - юношу свободного, симпатичного и ни в чём плохом не замеченного. Какой контраргумент последовал на этот раз (возможно «зелен виноград», в смысле «молод претендент») не помню, но родила подруга по пьяной лавочке от заезжего молодца, у которого и без того было семеро по лавкам. Как это совмещалось с добрым православием и стремлением к высокому, мне сложно понять. Но вот что мне абсолютно понятно, так это то, что в жизни каждого человека существует определённая линия поведения. Если человек считает, что иметь любовницу (любовника) - это нормально, рано или поздно любовница появится, даже если в ней нет особой необходимости. Если человек склонен к садизму, он будет отравлять жизнь всем вокруг, и без разницы орёт он благим матом или мило улыбается. Тому, кто всю жизнь врёт, не следует верить, даже если он клянётся, что по отношению к вам никогда не будет этого делать. Во всех этих случаях вступает в действие элементарный закон сохранения энергии - очень часто люди не думают (в первую очередь о последствиях, особенно, о последствиях для других), а действуют по инерции - «Хочу и буду»!
В фильме Гржебейка речь идёт о том, как легко и соблазнительно сломать жизнь другому человеку, особенно если человек этот от тебя зависит, неважно, эмоционально или фактически. Сбрендившая девица-эротоманка (сексуальные фантазии в четырнадцать лет - дело, конечно, хорошее, но это не повод доставать чужого дяденьку и рассказывать всем желающим, что он тебя поимел) готова засадить предмет своей страсти за решётку («Так не доставайся ты никому»!). Милая девушка мастерит куклу-вуду и призывает на голову счастливой соперницы все кары небесные. Интеллигентный дяденька годами ведет двойную жизнь, делая несчастными всех. Трагедия неизбежна, хотя и приходит не оттуда, откуда ждали.
Но неизбежна и расплата. Ирония заключается в том, что это не «Аз воздам» - мы подрываемся на тех самых минах, которые сами себе и расставили. На собственной лжи. На собственной жестокости. На собственной наивной вере, что нам позволено то, что не позволено другим. Абсолютно ничего нового. Эффект бумеранга.