Apr 27, 2008 21:09
На концерт Элисо Вирсаладзе мы идти не собирались. Единственный ее диск (тройной концерт Моцарта с Николаевой и Луганским) в нашем доме почти не слушается, а от прошлогоднего совместного с Натальей Гутман концерта впечатление осталось странное. Концерт напоминал заупокойную мессу: все было строго, чинно, мрачно и благородно. Очень технично, но эмоций - ноль. И главное, никакого образа музыки не осталось, прослушали и забыли. С тех пор за двумя уважаемыми профессорами Московской консерватории утвердилось прозвище "черные вдовы", а их концертов мы тщательно избегали.
Но бес попутал, жадность одолела. К концу сезона скопилось немалое количество пропущенных абонементных концертов, и мы решили сходить на что-нибудь достойное. Выбор был невелик. Так мы оказались на шубертовской программе Элисо Константиновны.
Четыре экспромта Шуберта (оп. 90) я обожаю. Спасибо за это и вообще за мою пылкую любовь к композитору прекрасной пианистке Елизавете Леонской. Для меня ее исполнение экспромтов (как и ряда других шубертовских произведений, например фантазии Wanderer) - образцовое. Что совершенно не означает "единственно возможное". Мне глубоко симпатично ее прочтение, сочетание мощи (которую так редко видят в Шуберте) и нежности. Шуберт Леонской абсолютно не сентиментальный и даже не очень романтический. Шуберт Леонской - глубокий философ, в его музыке много чего рассказано и про жизнь, и про смерть, причем рассказано ярко, страстно (а иногда и страшно). Диски Леонской звучат у нас постоянно, они давно уже стали частью нашей жизни. Так что концерт начался с испытания.
Слушать знакомую музыку, так же, как читать знакомую книгу, обычно гораздо легче. Нет нужды следить за сюжетом, и целое не теряется за деталями. Но тут другое, не старая книжка, а, скорее, новая экранизация взамен старой, любимой.
Шуберт Вирсаладзе оказался очень печальным. Иногда эта печаль была светла. Но первый экспромт по настроению больше всего напоминал "Зимний путь" (что не хорошо и не плохо, просто констатация). А во втором случилось маленькое чудо. Я видела такое только у Мицуко Ушиды. Иногда ее и без того легкие, воздушные пальцы касаются клавиш так быстро и нежно, что кажется, не касаются их вовсе, а музыка берется откуда-то из воздуха. В такие моменты видишь, как из-под пальцев вылетают бабочки. Не подумайте, что это метафора, их действительно можно увидеть. Вот парочка таких бабочек выпорхнула из-под пальцев Вирсаладзе во время второго экспромта. Что было дальше, рассказывать неинтересно. Все было чинно-благородно. Но без чудес. Так что после первого отделения мы малодушно сбежали. Не потому, что концерт был плох, а потому, что "хорошо, но хватит".
классическая музыка,
леонская