Всего понемножку

May 18, 2012 21:06

- Ты что, вот так себя чувствуешь? - спросила Ника Игоревна, тыкая в скульптуру Джакометти.
 Ну, да, - кивнула я.
- Ужас!


Сегодня Ника Игоревна изменила Берлинской Филармонии. Теперь она не хочет там жить, но готова поселиться в Пушкинском музее. То есть, не в самом музее, а в галерее, и до тех пор, пока выставку не закроют. Жить она будет в зале, где висит Модильяни.
Собственно, в Пушкинский музей мы не собирались, а собирались на Коровина. Но Третьяковка накануне сообщила, что день музеев ей не указ, и выставка останется платной. А Антонова решила всё-таки поучаствовать в празднике и пригласила всех в музей. Нам практически не оставили выбора.
Выставка в Пушкинском приурочена к столетию музея. И прежде всего, прекрасно придумана. Идея - не выделять специальное пространство под развеску, а разместить привезённые картины среди своих собственных - великолепна. Во-первых, налицо столь любимая современными музейщиками "концепция". Во-вторых, картины, помещенные в контекст, выглядят совершенно по-другому. И, наконец, становится понятно, насколько хороша коллекция Пушкинского музея. Впечатляющая подборка Кранаха, пара картин Гойи, очень достойные Рембрант и Ван Дейк, неслабые Коро и Курбе и, конечно, импрессионисты. При этом у меня часто возникает впечатление, что выстраивающиеся в очередь на привозные выставки москвичи (и гости столицы) собственно пушкинскую подборку не слишком ценят. Может, хоть теперь?


Мы традиционно начали с нового искусства. Помимо Моди сильнее всего впечатлил Климт, которого мы уже видели в Вене, и тот самый Джакометти, до которого мы дважды не дошли в Париже. Превосходен портрет родителей любимца моего Отто Дикса, даже Ника, которая от него обычно бегает, прониклась. Хорош Констебль - я симпатизирую ему давно, однако никогда не видела больших полотен, только мелкие почеркушки. Неожиданно понравился Курбе с его портретом раненого, обычно я к этому певцу реализма довольно равнодушна. Вообще принцип "всего понемножку" - от питерского Каспара Давида Фридриха до затейника Магритта - срабатывает как нельзя лучше. Устать не успеваешь, а удовольствие получаешь полное. И желание продолжить сильно.
В основном здании - второстепенные итальянцы из Бергамо (между тем в бергамской Академии Каррара есть Лоренцо Лотто и Джованни Беллини, не говоря уже о Ботичелли и Рафаэле), ну, так и у нас итальянцы третьестепенные - крохотный Сандро и портрет Тинторетто-младшего не в счёт. Немного французов, лучший из которых дрезденский Ватто. Очень странный Хальс из Стокгольма (Ника отреклась от своего любимца) и не менее странный Веласкес из Прадо (тут мы от нашего любимца отреклись вдвоём).
Плюс к этому любимые и многажды виденные Дюрер и Гольбейн из любимого Берлина, чудесный Ван Дейк  и Эль Греко, очень сильно бьющий по нервам.
Босх там тоже был, но его мы дружно презрели. У меня с Босхом в последнее время как с Вагнером - полнейшая невосприимчивость.

Самое смешное, что в Третьяковку я всё же сходила. Там на меня напал граф Лев Николаевич Толстой. Но это уже совсем другая история.

швейцария, германия, франция, италия, выставки, великая британия, россия, австрия, испания

Previous post Next post
Up