/Из цикла «Моя Великая Британия»/
Меня всегда смущали рассказы о хороших девочках, которые непременно влюбляются в хулиганов и мерзавцев и губят свою жизнь. Я даже видела несколько таких парочек, правда, приглядевшись, легко было заметить, что девочки хороши только на первый взгляд, да и хулиганы как-то мелковаты - всё больше городские сумасшедшие или укурившиеся дегенераты.
Не будучи хорошей девочкой и никогда не претендуя на это, могу себе позволить любовь к самому настоящему хулигану, отчасти даже садисту и негодяю. Имя ему Панч.
Надо сказать, русского Петрушку я всегда недолюбливала. Он казался мне недалёким малым, попросту говоря, дураком. Думаю, это тлетворное влияние городского образа жизни. Долгие годы всё русское народное вызывало у меня резкое отторжение.
Пульчинелла и Полишинель как-то проскочили мимо меня. То есть, я знаю кто они такие и как выглядят, но эти господа совершенно не находят отклика в моей душе.
А вот Панч меня завораживает.
Он такой мерзкий, такой отвратительный, такой грубый, по малейшему поводу и даже без повода хватается за дубину, несёт невесть что, шутит далеко за гранью фола, а уж страшен! Даже имя его звучит как вызов (а полное - Панчинелло - как издёвка).
Зато он ничего не боится, ему всё позволено и он абсолютно неуничтожим. Чтобы любить Панча нужно хоть немного походить на его верную спутницу Джуди, с которой он вечно перебрасывается остротами и дерётся. Страшно представить, на кого я похожа!
1. Впервые Панч появился в Англии в 1662 году в представлениях итальянских марионеточников. Выглядел он как горбун с острым крючковатым носом в остроконечном колпаке. Характер его за века не изменился, Панч - гуляка, плут, весельчак и драчун.
2. «Трагическая комедия или комическая трагедия о Панче и Джуди» была написана в Лондоне в 1828 году Джоном Пэйном Колльером на основе представления старого кукольника Пичини. Художник Джордж Круикшенк зарисовал кукол и некоторые мизансцены. Текст с рисунками напечатал отдельной книжкой издатель Септимус Проуэт. Впоследствии эта книжка много раз переиздавалась в Лондоне и в Соединенных Штатах Америки. В России она выходила в 1927 и 1959 годах.
3. В Англии Панч считается голосом народа. Он рассказывает последние новости и сплетни (берёт на себя функцию «желтой» прессы) и комментирует их с истинно народным размахом.
4. Традиционно роли Панча и Джуди играет один актёр, который надевает по кукле на каждую руку и разговаривал двумя разными голосами.
5. В Лондоне каждый год празднуют день рождения Панча и Джуди. В этом году юбилей, так что мне страшно представить, что это будет!
6. Специалисты неоднократно пытались найти корни образов Панча и Джуди. Самой смешной мне представляется попытка соотнести образ Панча с Понтием Пилатом, а Джуди, соответственно, с Иудой.
7. Просвещенные граждане Англии, заботясь о нравственном здоровье нации, неоднократно заявляли, что сцены насилия и садизма в исполнении Панча и Джуди могут дурно повлиять на подрастающее поколение. Сегодня это звучит, как горькая насмешка.
8. Образы Панча и Джуди постоянно встречаются у ведущих английских писателей от Диккенса и Коллинза до Дианы Уинн Джонс. Известный чешский мультипликатор Ян Шванкмайер вывел их в своём мультфильме - вот где настоящий садизм!
9. Кто только из музыкантов не пел про эту славную парочку! Группа Marillion (приверженцы New Wave of Progressive Rock), Элиот Смит (Elliott Smith) и Клиф Ричард (Cliff Richard) с композициями «Панч и Джуди», The Lounge Lizards с “The Punch And Judy Tango” и неподражаемые Tiger Lillies с альбомом “Punch and Judy” - это навскидку.
10. Московский паб «Панч и Джуди» я терпеть не могу.