"Что есть истина" уже даже не спрашивают

Mar 27, 2010 22:38

Согласен с эмоциональной реакцией posic. Рассматривать науку в первую очередь (а, тем более, только) как социальный институт - худшая и злейшая из ересей ( Read more... )

наука умеет много гитик 4

Leave a comment

the_jubjub_bird March 27 2010, 22:30:03 UTC
Так с пресловутым "глобыльным потеплением" именно так и обстоит: утверждается, что "в научной среде существует консенсус, что глобальное потепление сушествует". И объяснить, что теории не устанавливаются "консенсусом" невозможно. Я как-то заикнулся, что одно время существовал "консенсус " относительно теплорода и флогистона, а также самозарождения мышей. Реакция была такая примерно: "а Вы, собственно, кто - инженер, что Вы понимаете в климате". Объяснить, что это не климат, а модели - невозможно. Но там еще дело осложнено большими деньгами, которые на борьбу с провалом глобальным потеплением аыделяются. А. Гор за несколько лет стал миллиардером на этом деле.

Reply

the_jubjub_bird March 27 2010, 22:30:23 UTC
глобальным

Reply

flying_bear March 27 2010, 22:37:13 UTC
Ну, про это уже столько говорили... и я уже тоже столько писал. Неохота снова.

Но почему бы не начать с чего-то попроще? Гравитация существует на самом деле или это только мнение? Энергия сохраняется или нет?

Reply

slavikmad March 28 2010, 07:05:06 UTC
> Энергия сохраняется или нет?

А это попроще? Или Вы защищаете флогистон от неправомерных нападок?

Reply

flying_bear March 28 2010, 09:14:48 UTC
Я пытаюсь понять, что люди хотят сказать. Вот, в учебниках физики написано, что энергия сохраняется. Это - утверждение о реальном мире или только об общественных умонастроениях?

Какое отношение к сохранению энергии имеет флогистон, не понял.

Reply

slavikmad March 28 2010, 10:50:40 UTC
Я хотел сказать, что даже флогистон не является чисто плодом консенсуса. Нет ничего ужасного в том, что теория оказалось ложной.

Потому, если человек упоминает флогистон в данном контексте, то либо он напоминает людям о всем известных примерах плодов консенсуса, которые именно как таковые и известны. В этом случае у его оппонентов предполагается заранее отрицательное отношение к консенсусу в науке. Но это, очевидно, им не предполагается.

Значит, он хотел сказать, что флогистон плох, потому что оказался ложен. И если это свидетельство о роли консенсуса, то, поскольку у нас нет гарантий, что в науке что-то не окажется ложным, то у нас нет и защиты от социологов науки.

Или же эмпирическая проверяемость может служить гарантом (чего, предположим, не доставало флогистону)? Но где эмпирическая проверяемость законов сохраниения, где их фальсифицируемость, точнее? Тут легко прийти к тезису Дюгема-Куайна или исследовательским программам Лакатоса. В любом случае грань между социологией науки и натурализмом становится крайне тонкой.

Reply

flying_bear March 28 2010, 11:46:31 UTC
Я ничего не понял, а то, что понял, мне не понравилось. Причем давно. У меня сильнейшая аллергия на этот язык. Прошу извинить.

Reply

slavikmad March 28 2010, 12:17:01 UTC
Я как-нибудь разыщу, если это есть в Вашем журнале, Ваш взгляд на сохранение энергии и т.п. А язык у меня и вправду не очень хороший.

А Поппер, Лакатос и, в особенности, Куайн, на Вашей стороне баррикад.

Reply

flying_bear March 28 2010, 13:27:46 UTC
Нет-нет, я не про Ваш личный язык, про язык современной "философии науки". Я не думаю, что Лакатос на моей стороне. Он считал, например, старую боровскую теорию атома примером хорошей "исследовательской программы", а новую квантовую механику - плохой. То, что та явно ближе к истине, его совершенно не колыхало. Вот именно, социальный подход, который мне так сильно не нравится.

Reply

slavikmad March 28 2010, 14:16:14 UTC
Лакатос, по крайней мере, явно высказывался против социологии науки. Поппер признавался, что является наивным реалистом. Возможно, самая большая их ошибка заключалась в том, что они хотели сделать таки рациональную реконструкцию науки. Т.е. сама наука им не казалась достаточно рациональной. А отсюда и следствия, что теория бывает "плохой" и "хорошей", которые могут противоречить самой науке.

Но социолог науки не имеет тех задач перед собой, которые стояли перед Лакатосом и Поппером, которые они не смогли удовлетворительно решить.

Есть ещё путь, отказаться от рациональной реконструкции. Сказать, что физика - лучший арбитр онтологии. Это будет по-куайновски, но Вы это уже и без обращения к философии науки знаете.

Reply


Leave a comment

Up