В выходные мною было записано, а в последствии и расшифровано интервью с отличным музыкантом и хорошим человеком Сережей Мелимуком, концерт которого состоится 13 февраля в клубе "Самолет".
Забавно, мы познакомились лет 7 назад - и как раз тоже, когда я брала у него инетрвью. Новое интервью мне нравится больше - оно более живое, полное, душевное!:) Так что представляю вам первую часть этой беседы, посвященную грядущему концерту. В скором времени появится продолжение - не пропустите!:) А пока...
"Мы встретились с Сергеем Мелимуком накануне концерта группы «Milimuk», который запланирован на 13 февраля. Для журналиста Сергей - просто находка: рассказывает много и интересно, безукоризненным русским языком. А главное, даже в интервью от него исходит необыкновенный позитив. Да что я вам рассказываю?! Лучше - читайте!
-Привет, Сергей!
-Привет, Ань!
-Сереж, у всех твоих концертов есть «фишка», создающая особую, индивидуальную атмосферу. Чем порадуете слушателей в этот раз?
-В ближайшие выходные, а именно 13 февраля, в клубе «Самолет» мы совместно с группой «Пасека» планируем концерт, который откроет новый сезон. Также концерт приурочен ко Дню всех влюбленных, который наступит фактически сразу по окончании этого действа. Не мудрствуя лукаво, мы решили всю программу посвятить празднику влюблённых людей, сделать вечер романтичным, настроенным на лирический лад. Тема концерта: мужчина и женщина, любовь, нежность, страсть, искренность и так далее. Присутствующие смогут писать валентинки, отправлять их на сцену, ну а мы, в свою очередь, будем зачитывать текст и следующую песню посвящать определенной паре. Ожидаем поцелуев нежных и трепетных:-))
-Не боитесь, что песен не хватит?
-В крайнем случае будем посвящать одну песню двум-трем парочкам. Думаю, они не обидятся.
-Группа будет выступать, насколько я знаю, в обновлённом составе?
-Да, у нас планируется обновленный состав. По сравнению с последним концертом. Новый басист, Никита Алёшин, нашёлся во время благотворительного концерта "Сердце не спит". А клавишник группы "5 сторон" Вадик Коломоец, думаю, знаком многим.
-Как срабатывались? Как проходили репетиции? Случались ли какие-то ржачные моменты?
-В группе «Milimuk» на сегодняшний день играют настоящие профессионалы, очень хорошие инструменталисты, что существенно упрощает процесс. Достаточно принести совершенно необработанный вариант песни, сыграть ее под акустику - и у ребят сразу появляются идеи! То есть работа идет очень быстро. Это самый очевидный плюс, который я испытал, сотрудничая с музыкантами в рамках коллектива, в котором каждый человек - профессионал.
В виду того, что все ребята востребованы, как музыканты, собираемся мы нечасто. Поэтому стараемся то время, которое у нас есть, использовать очень рационально. На репетициях отличная обстановка, весёлая, но каких-то «ржачных» моментов нет, потому что каждая минута - денежка в копилочку хорошего звучания песни, над которой мы работаем.
-А премьеры песен нас ждут? Как называется самая свежая, написанная позже других?
-Песенки две-три, которые мы еще никогда не играли группой на сцене, точно прозвучат. Самая последняя написанная вещь в программе - «Белый клевер». Эта песня достаточно прозрачна, скажем так: наверное, по ней можно многое дофантазировать, хотя основной посыл понятен. Я долго ее вынашивал. Сначала родилась музыка (как это часто бывает, когда сам пишешь песни) и словосочетание «белый клевер». Мне сложно проследить всю технологическую цепочку и понять, когда именно это словосочетание легло на музыку… Но это произошло - родился припев. Чуть позже появился куплет. В общем, года полтора она создавалась и в последнее время очень «в настроение» приходится.
-Некоторое время назад в твоем «Живом журнале» появился пост о том, что музыканту, как творческому человеку, счастливая личная жизнь мешает. На тебе это тоже сказалось?
-Скажем так, когда музыкант достаточно счастлив в личной жизни, успешное общение с музыкой претерпевает временнЫе ужимки. Это естественно происходит за счет того, что много времени проводишь с любимым человеком. И это закон жанра. Когда ты один тоскливыми или веселыми вечерами, шанс того, что что-то придет в голову, значительно выше. Но когда ты обрел личную жизнь, дергаться уже не хочется, ведь и так все хорошо! Музыка, репетиции, суета - зачем все это, когда рядом дорогой человек?! Именно на таких стадиях счатсливой личной жизни очень многие музыканты забрасывали музыку к чертям собачьим. Серьёзно.
За примером далеко ходить не надо. Один из членов нашего коллектива перестал играть в группе, в первую очередь, по этой причине. Ждать, когда ситуация изменится, группа не стала, потому что подобное состояние может затянуться на много лет. Да и хорошо бы, чтобы затянулось, наверное. Когда человек счастлив и музыка ему не особо нужна, заниматься ею просто нет никакого смысла.
-Понятно. Но я имела в виду нечто другое: наличие вдохновения! Ведь обычно проще создавать грустные депрессивные композиции, однако, в твоем репертуаре много позитивных вещей.
-Да, это так. Позитивных песен, конечно, не больше, но они есть. "Между нами девочками" говоря, классные песни, как ни странно… Нет, не странно, наверное… Классные песни обычно грустные. Такие композиции больше любимы музыкантами, они сильнее трогают, глубже проникают. Но для исполнения на концертах подобные песни надо подбирать очень сдержанно. Есть песни, которые я никогда не вставляю в программу, даже если сыграть их и хочется. Потому что я понимаю: после одной такой композиции надо ставить штук пять веселых рок-н-роллов, чтобы поднять настроение людей, вытянуть их из раздумий. Существует ряд песен, что называется, не для каждого концерта.
Что касается позитивных песен, то, раз они появляются, значит в жизни человека не полный провал, и этому я, наверное, должен радоваться. А я и радуюсь!
Но вообще мне до сих пор не понятен процесс создания песни. Как они появляются в голове, по какой причине и каким образом потом оказываются на бумаге - этот механизм малообъясним. Мы понимаем: чтобы произвести какой-то продукт надо смешать некие ингредиенты, но найти подобное объяснение возникновению музыки невозможно. Все дело в настроении. Когда тебе хорошо, когда ты пищишь от удовольствия, то такой настрой сам притягивает слова и мелодии, даже если ты пищишь от удовольствия в собственной депрессии.
Хотя я-сторонник теории о том, что музыкант - это передатчик. Он в нужное время в нужном месте получает информацию, которую должен донести до слушателя. И не фиг выпендриваться, значит. Делай своё дело. И желательно хорошо, на совесть.
-В последнее время у тебя появилось много глубоких и серьезных песен. «Спасибо за все», «Город в огне»… Чтобы написать подобное, надо, наверное, много всего поднять в своей душе, причем не всегда приятного. Тяжело подобные песни даются?
-Нелегко. Такие песни выходят иногда даже со слезами, как это было с песней «Спасибо за все». История ее создания для меня до сих пор остается откровением.
Это было в период моего активного волонтерства, связанного с детьми, которые больны раком. Мы приходили в больницу и познакомились там с одной из мам, ребенок которой также проходил лечение. Это была так называемая «старшая мама», очень собранная и ответственная женщина, на которой многое держалось. Она руководила всем внутренним процессом при том, что ее дочка уже несколько месяцев находилась в реанимации. И в тот момент меня просто поразила сила человеческого духа. Мы все понимали, что, ловя раз в неделю возможность увидеть дочь, старшая мама брала себя в руки и делала много важного и полезного. Это было первое потрясение.
И вот однажды пришла информация о том, что девочки не стало. Я ее никогда не видел, но мы договорились, что все равно приедем провожать маму в аэропорт, условно говоря «завтра».
И вот в ночь перед этой встречей я неожиданно проснулся. В данном случае это значит, вскочил с кровати, пошел на кухню и написал песню. Она из меня просто выливалась. Со слезами. И мне казалось, что эта девочка передавала через меня свои слова. И я в полной мере, в первый раз в жизни почувствовал себя передатчиком и ничем иным. Только передатчиком. Я словно почувствовал сигнал: «должен это сделать».
На следующий день мы с моим другом Андреем Коденко записали песню и вечером я привез запись в аэропорт. Для меня эта история потрясающая! Мы очень редко исполняем эту композицию, потому что она заставляет затрачивать колоссальное количество энергии и по уровню потрясения стоит особняком. Но когда я передавал диск маме, я был глубоко счастлив. Не весело так счастлив, а счастлив, оттого что сделал что-то важное, что должен был сделать. В аэропорту я впервые увидел Киру на записи в телефоне. И у меня возникло ощущение, что ночью на кухне, действительно, была она, эта девочка, которая хотела передать что-то своей маме.
-А у тебя есть песни, которыми ты особенно гордишься, любишь больше остальных?
Я думаю, что, во-первых, одной такой песни точно нет. Да и вообще нет композиций, которые воспринимались бы с одинаковой гордостью и любовью в любое время. У каждой песни есть эмоциональная составляющая и каждую песню ты, как ребенка, в любом случае любишь.
Но может так случиться, что к какой-то вещи рано или поздно охладеваешь. Это может произойти через неделю, а может через год или три. К примеру, есть у нас песня «Прикоснись ко мне» - на сегодняшний день, самая старенькая в программе, написанная еще в девяностых годах. У нее случались периоды забвения, когда я к ней не прикасался, а бывало, что песня всплывала и в очередной раз потрясала своей глубиной. И вот она присутствует в программе, потому что сейчас такой период, когда она мне очень нравится, и я ее отлично чувствую.
В любом случае, все происходит во времени. И если какую-то песню играть постоянно и долго, она затирается при восприятии музыкантом. Часто исполняемые на концертах композиции, бывает, немного надоедают. Иногда хватает небольшого обновления в аранжировке, чтобы она свежее звучала. А иногда песню желательно отложить хотя бы ненадолго, дать ей самой отдохнуть.
-Скажи, пожалуйста, твоя музыка прошла разные этапы, от лирических баллад в "КДД" до, так сказать, взрослого серьезного рока. В том числе и отношение к творчеству стало более серьезным. Нет ностальгии по старым бесшабашным временам?
-Конечно, приступы ностальгии случаются, поэтому периодически возникают, пусть и не часто, выступления группы "КДД" Слава Богу! Хотя с каждым годом это все менее и менее возможно из-за того, что у людей другая жизнь, и многое остается в прошлом.
Но времена были хорошие, и песни хорошие - отчего бы их не петь?! Я вспоминаю важный в ту пору момент, когда возник вопрос о записях. И кто-то говорил, а зачем записывать? Это накладно, дорого, долго… Но я рад, что те, кто был «за» запись, настояли, взялись за дело, и от тех времен осталось наследие. И я, и ты можем найти эти песни в Интернете или на своем компьютере и переслушать их. А может быть даже услышать по-новому. Ведь многие те композиции существуют вне времени. Я даже верю, что какие-то из них могут обрести новую жизнь в новом исполнении.
А что касается рока… Даже в пору группы "КДД" все из нас тяготели к какому-то стилю больше, чем к другим. Мне всегда был ближе рок. Не тяжелый, конечно, но все-таки рок. К нему я, в результате, и пришёл. Был период, когда мне очень тяжело было внутренне избавиться от наследия "КДД". Та музыка была полностью во мне, и я очень переживал, что не удавалось постоянно давать концерты тем составом. А потому для меня был особенно важен переход и создание группы «Milimuk», в которой сейчас я делаю то, что мне ближе всего.
В любом случае, у каждой группы есть времена, когда хочется забацать что-то пожестче, а когда-то хочется лирики. К слову, ближайший концерт будет как раз более лирическим. И появление клавишных очень этому способствует.
-Тогда у меня есть вопрос по поводу лирики! Многие из нас, ваших слушателей, очень любят песню «Берег», которая в свое время была убрана из программы. Не планируете вернуть ее?
-Я думаю, мы не успеем сделать песню «Берег» к ближайшему концерту, но я не исключаю возможности того, что она все-таки будет исполняться со сцены группой в обозримом будущем. В период становления группы «Milimuk», члены коллектива были категорически против этой песни и еще нескольких вещей, потому что считали, что это не укладывается в нашу концепцию. крутых маза фака рокеров. Я прекрасно понимал, что это конечно ребячество , игры в рокеров, юношеский максимализм, но давить не стал. Более того, был случай, когда я все же на репетиции настоял на том, чтобы попробоватьсыграть «Берег», но надо было видеть лица музыкантов! На них было написано «Ну, когда эта песня закончится?!». Когда такое происходит в группе, лучше композицию отложить. А там глядишь и музыканты повзрослеют и всё встанет на свои места.
Для тех ребят, с которыми я сотрудничаю сейчас, музыка и работа, и смысл жизни. Они постоянно вращаются в этом мире, поэтому с ними нередко проще разговаривать, советоваться. «Берег» обязательно будет предложен в программу. В настоящее время скептическое отношение к композиции со стороны музыканта может выглядеть только так: «Ну, я бы не стал ставить эту песню, Серег, но ты как руководитель…». Надо будет сыграть песню, все её сыграют. И вы в жизни не догадаетесь, что вещица кому-то из музыкантов не слишком по душе. Этим и отличается подход к музыке профессионалов. Даже из совершенного ничто можно сотворить музыкальную композицию, но для этого нужны соответствующие руки и головы. И они в группе есть, чему я искренне рад, разумеется.
-А вообще ты авторитарный лидер в группе?
-Надо учитывать, что группа образца 2011 года - это новая группа. Здесь другой подход к музыке, в котором есть свои плюсы и минусы. К плюсам я бы отнес то, что с сильными профессиональными музыкантами работать во многом легче. Для ребят на первом месте конечный результат. Для каждого члена группы важно не то, как его «Я» в музыке выступает, а как в итоге зазвучит песня.
По последним репетициям могу сказать, что они проходят в очень спокойном конструктивном ключе. Пришел гитарист, тронул струну - и он готов. Не то, что раньше, когда пришли, повыпендривались - полтора часа прошло… Сейчас все музыканты относятся друг к другу с уважением и знают, что говоря, не просто сотрясают воздух - их обязательно услышат и поймут.
Но есть и другие стороны: когда ты работаешь с профессионалами, требования по планированию и организации концертов возрастают. Давать слабо подготовленные концерты я себе уже не могу позволить. Потому что ребята выложатся на концерте и захотят, например, приехать домой, привезти с собой продуктов, или цветов для любимой женщины. Я не могу им сказать: "Ребята, сегодня играли просто так, никто ничего не получит". Умение и любовь к музыке этих парней дорогого стоит. И я про это всегда помню.
И в то же время, если говорить об авторитарности, у меня нет необходимости стучать кулаком по столу, чтобы кого-то в чем-то убедить. Сейчас я могу спокойно принимать решение на свой страх и риск, потому что в первую очередь ответственен за тактику развития коллектива. Музыканты мне доверяют и поддерживают.
Штука в том, что на любом концерте рядом с тобой должны находиться надежные люди. И если ты по столу стукнешь пару раз, на сцене за тобой потом случится провал, эмоциональна яма. А ведь музыка - тонкая субстанция. Когда на концерте играют 4,5,6… человек - они, в идеале, сливаются в едином порыве, одинаково тонко и сильно чувствуют то, что делают. И только в этом случае получается удачное выступление."