Originally posted by
infodgu at
Главное - показать, что в Дагестане есть хорошая база для развития КВН Мы не так давно сообщали пользователям нашего сайта о том, что команда Даггосуниверситета «Посольство Москвы»
вышла в полуфинал Центральной Краснодарской лиги КВН. Подробный разговор с руководителями команды назревал уже давно, и не только потому, что это единственная команда от Дагестана, которая будет играть в полуфинале.
Наслышавшись об амбициозных планах наших квнщиков, хотелось просто больше узнать о своей, университетской команде. К тому же, как надеются в вузе, молодая команда вполне может стать наследницей традиций уже легендарной команды КВН - сборной ДГУ «Махачкалинские бродяги».
Наши собеседники - руководитель команды Шуми Шабатаев и капитан Абсалутдин Гамзатов. Они и рассказали нам как об истории команды, так и о ближайших планах пионеров новой истории дагестанского КВНа.
- С чего начиналась команда КВН «Посольство Москвы»?
Абсалутдин: Долгое время в Дагестане не было серьезной команды КВН. После яркой вспышки «Махачкалинских бродяг» не раз делались попытки создать что-то подобное, но они ничем не заканчивались. И вот в какой-то момент директор «Махачкалинских бродяг» Шуми Данилович решил помочь творческой молодежи успешно заниматься любимым делом. Объединив свои усилия, мы работаем над тем, чтобы поднять КВН в Дагестане.
Шуми: Поскольку это команда создана на базе ДГУ, то и костяк ее состоит из выпускников университета. Можно сказать, что так сложилось исторически. Лучшие квнщики Дагестана - выходцы из ДГУ. Кстати, хочу сказать еще о том, что юбилей «Махачкалинский бродяг» - 15 лет со дня чемпионства, мы будем отмечать в рамках празднования нашим университетом своего 80-летнего юбилея. Это тоже показатель наших взаимоотношений с ДГУ.
- Почему команда была названа «Посольство Москвы»?
Шуми: По этому поводу можно предложить несколько версий, и все они будут обоснованы. Одна из них состоит в том, что это дочерняя команда КВН «Махачкалинские бродяги». Так как большинство «Махачкалинских бродяг» сейчас работают в Москве, то команда является как бы их посольством здесь. Еще один вариант трактовки связан с общественными ориентирами. С Москвой связывают всё самое лучшее, качественное, передовое, успешное, профессиональное. Вместе с тем мы хотели бы напомнить названием, что Дагестан - это такой же равноправный субъект РФ, как и остальные. Ну и наконец, «Посольство Москвы» само по себе понятие комическое, потому что такого не существует.
- И как связь с «государством», с теми ребятами, которые в Москве?
Шуми: Несмотря на то, что нашей команде уже два года, она находится еще в стадии формирования. Формируется ее стиль, направление, определяется дальнейший курс. Насколько выбранная стратегия верна - сказать пока сложно, однако с ней мы уже пришли к каким-то положительным результатам. «Махачкалинские бродяги» готовы в любой момент оказать поддержку команде, поскольку они, как никто другой, душой болеют за развитие КВНа в Дагестане. Но для подобного сотрудничества, на мой взгляд, еще рановато. Сейчас команда должна вариться в собственном соку, чтобы приобрести свой подчерк, свой стиль игры.
Абсалутдин: Но наряду с этим мы используем любую возможность увидеться с ними, поговорить, почерпнуть опыта. Несколько раз перед нашим отъездом в Краснодар мы собирались и обсуждали наш материал. Подобные консультации, иногда лично, а чаще по телефону, проходят регулярно.
- Шуми, тот многолетний опыт в качестве директора «Махачкалинских бродяг» помогает сейчас, или нынешнее поколение совершенно другое?
Шуми: Сейчас время другое. Нам с «Махачкалинскими бродягами» было гораздо труднее, часто возникали проблемы, например, с финансами. У команды «Посольство Москвы» есть поддержка со стороны руководства Даггосуниверситета, президента республики Магомедсалама Магомедова, а также сенатора Сулеймана Керимова, чего не было в бытность «Махачкалинских бродяг».
Абсалутдин: За сегодняшнюю поддержку отчасти надо благодарить и «Махачкалинских бродяг», которые дали почувствовать дагестанцам вкус победы, и теперь есть огромное желание повторить эту победу. И на «Посольство Москвы» возлагают большие надежды. К тому же КВН сейчас именно то, молодежное, творческое, интеллектуальное направление, которое, если мы будем его развивать, поможет в деле формирования положительного имиджа молодого дагестанца.
Шуми: И это очень важно, ведь нас по-прежнему за пределами республики воспринимают как каких-то дикарей. А бывает и хуже. Еще в то время, когда мы выезжали с «Махачкалинскими бродягами», у нас спрашивали загранпаспорт. И удивлялись, когда узнавали, что Дагестан - это часть России: «Как? Разве это не рядом с Пакистаном?» - приходилось слышать и такое.
- То поколение и нынешнее поколение квнщиков сильно отличаются?
Шуми: Почти 12 лет мы пытались создать команду. Не получалось, в основном потому, что нынешняя молодежь имеет ко всему более коммерческий подход, старается во всем увидеть в первую очередь средство заработка. У «Махачкалинских бродяг» работа была построена на патриотизме и энтузиазме. Они понимали и гордились тем, что за ними Дагестан. «Посольство Москвы» и, в частности, позиция капитана команды Абсалудина мне нравится тем, что эти ребята похожи на «Махачкалинских бродяг». Главным движущим фактором для них является любовь к самой игре, желание добиться успеха, никто не говорит о деньгах.
Абсалутдин: Мы просто получаем удовольствие от игры. К тому же КВН - это не только соревнование в плане юмора, но и бесценный опыт авторской и сценической работы. КВН меняет нашу жизнь, формируя новое мировоззрение и воспитывая необходимые для дальнейшей карьеры качества.
Шуми: У «Посольства Москвы» перед глазами живой пример «Махачкалинских бродяг», которые после КВНа не стали нищими, не остались без дела. Почти все сделали себе карьеру на центральных каналах телевидения. КВН - это трамплин для тех, кто хочет чего-то добиться.
- Вы уже сыграли 4 игры в Центральной Краснодарской лиге. Расскажите немного о самой лиге.
Абсалутдин: В системе КВН Центральная Краснодарская лига является наиболее успешной, передовой. Это не раз отмечал и сам Александр Васильевич Масляков. Выступающие в этой лиге чаще других попадают в высшую и премьер-лигу. И самое интересное то, что для того, чтобы попасть в лигу выше, не обязательно быть чемпионом. К тому же это хорошая школа. Главным образом благодаря двум редакторам - Михаилу Гуликову и Ильгаму Рысаеву. Именно поэтому нам было важно стартовать именно в этой лиге.
- Какая игра была самой сложной?
Абсалутдин: Наверно, самой трудной для нас была первая игра, фестивальная, она же отборочная. Мы чувствовали большую ответственность. И важно было не просто пройти этот отборочный этап (что пройдем - мы были почти уверены), но задать хороший тон нашей игре, показать высокий уровень.
- То, что параллельно с вами в Центральной лиге играла еще одна дагестанская команда, как-то сказывалось на вашем настрое?
Абсалутдин: Да. Это усиливало уровень ответственности. К тому же мы играли на день позже, и инстинктивно хотелось сыграть лучше, чем они. Когда мы в Дагестане, чувствуется некая конкуренция, но за пределами республики она пропадает. Мы с ними хорошо общаемся, с некоторыми ребятами - дружим. По итогам четвертьфинала «в игре» остались только мы. К сожалению. Мне бы, например, хотелось увидеться с этой командой в финале.
- Что готовит полуфинал?
Абсалутдин: У нас очень серьезный настрой на игру, поскольку полуфинал отличается от всех предыдущих этапов. Перед нами стоят уже совершенно другие задачи, и показать надо совершенно другой, более высокий уровень. А главное - надо своим выступлением удивить. Все команды, вышедшие в полуфинал, достаточно амбициозные, и среди них есть такие, которые уже выступали в премьер-лиге, а значит, у нас серьезные противники.
Шуми: Одно радует, что промежуток между четвертьфиналом и полуфиналом самый длинный, и времени на подготовку будет больше. Но, несмотря на это, уже нет ни одного свободного дня. 8 часов в день мы должны работать над сценарием. Именно сейчас, хотя летом всем хочется отдохнуть, но нам надо работать в усиленном режиме.
Абсалутдин: Помимо работы над сценарием, проводятся авторские курсы на сценическую практику. А впереди еще выступление на фестивале в Грозном, а в июле - и на Кубке содружества центральных лиг. Так что нам некогда отдыхать.
- Какое место в вашем юморе занимают кавказские, дагестанские шутки?
Абсалудин: Мы пытаемся абстрагироваться не столько от кавказского юмора, сколько от шуток, которые построены на внутренних особенностях. Нам не нравится то, что они построены на какой-то кавказской глупости.
- Расскажите, в каком режиме проходит сейчас ваша работа?
Шуми: Непосвященному может показаться, что всё проходит легко и весело. Но это не так.
Абсалутдин: Это очень удивительный процесс, когда вроде бы дело связано с юмором, а работа проходит с очень серьезным выражением лиц. Но конечно, всё это сопровождается взрывами смеха, потому что кто-нибудь обязательно выдаст что-нибудь экстраординарное. Каждый из нас пишет по шутке, потом мы собираем весь материал, слушаем и оцениваем. Проверить шутку на прочность - это главное. Из 50 шуток, как правило, действительно стоящими оказываются только одна-две.
- Есть ли вообще какой-то алгоритм создания шутки?
Абсалутдин: Конечно, всё можно разобрать на схемы, алгоритмы, и, безусловно, они присутствуют в работе. Но если человек всегда будет основаться на этих схемах, то сам процесс уже творчеством не назовешь. Поэтому большинство шуток появляется стихийным образом в результате мозгового штурма.
- Что скажете по поводу проекта «Чепуха»?
Шуми: Это один из самых перспективных творческих проектов ДГУ, и его фишка в том, что на базе ДГУ собираются команды всех остальных вузов. Руководители «Чепухи» - это Арсен Лугуев, кстати, член нашей команды, и Эльдар Бекбулатов.
В этой связи я хочу поблагодарить ректора ДГУ Муртазали Хулатаевича и руководителя студклуба Магомеда Магомедовича за понимание и поддержку. На сегодня это проект, не имеющий аналогов не только в республике, но и на Кавказе. «Чепуха» к тому же служит как, впрочем, и «Студенческая весна», хорошей базой для отбора игроков в нашу команду.
- Десять лет назад окончательно закрылась тема «Дагестанской лиги». Есть ли перспектива возрождения в Дагестане чего-то подобного?
Шуми: Сейчас в каждом направлении есть новые веяния. Возможно, в том варианте, в котором мы ее знали, она не возродится. Может быть, она перейдет в формат «Чепухи» или еще в какой-нибудь другой. Для этого нужно общее решение руководства вузов республики и их поддержка.
- А возможно ли такое, что какая-то межрегиональная лига будет в Дагестане?
Абсалутдин: Для этого нужна платформа. Нужно показать, что здесь уже что-то сделано в этом направлении. Или другой вариант, если у республики будет успешная команда. В этом случае вполне реально организовать здесь базу не только для дагестанских команд, но и для команд извне.
Шуми: В свое время «Махачкалинскими бродягами» была организована Кавказская лига КВН, и на нее съезжались команды из Санкт-Петербурга, Пятигорска и др. городов. Выходцы из этих команд сейчас работают на центральных каналах. Тот же Бадрутдинов, Родригес и другие. Сейчас главное - показать, что в Дагестане есть хорошая база для развития КВН. Мы со своей стороны сделаем всё возможное для этого.
Юлия Рамалданова, Магомед Курбанов/пресс-служба ДГУ