Monitor

Mar 01, 2012 03:42

На сайте РИА «Дагестан» можно прочитать первый материал, посвященный мониторингу дагестанских сайтов. На сайте агентства, скажем, редакционная версия, сокращенная - без дополнительных комментариев и проч. - максимально просто и емко, с интересно выполненными диаграммами (кстати, дело рук нашего переводчика Тимура, а не моя заслуга). Здесь я приведу материал вот со всеми этими «лиризмами» и чуть иначе «нарисовав» все визуально. Скажем, ЖЖ-вариант - больше для таких же, как я сам зануд :)



Маленькое отступление
Ещё в конце прошлого года мы (это была, по сути, совместная с Нариманом идея) планировали чуть другую серию материалов - больше говорящую о статистике, любопытных моментах и т.д. с картиной посещаемости только РИА «Дагестан», примерно тоже самое, что я делал для "внутряка" с сайтом ДГУ пока нехороший Тумур не заменил там счетчик.
Но в итоге все вылилось вот в то, что получилось. Не скрою, изначально, думал, ближе к выходным все подготовить, но вот на редкость странный материал вчера в «Дагправде» под названием «Электронный Дагестан» (кажется так) подтолкнул к тому, чтобы все ускорить.

В первый обзор у меня попали сайты, которые так или можно назвать источниками информации, хотя и с целым рядом оговорок. Заранее скажу, что материал не претендует на какую-то аналитику или что-то подобное - в первую очередь, приводятся лишь фактические данные, которые любой легко может проверить. Я принципиально отказался от мнения экспертов и тех, кто на это претендует в области Интернета и СМИ, а также показателей всевозможных дагестанских сайтов, которые якобы занимаются исследованием республиканских ресурсов. Основой, скажем, методологии работы стали показатели независимых счетчиков, установленные на республиканских ресурсах и общедоступные данные с них, а также авторитетный Индекс цитирования сайтов (т.н. тИЦ) от интернет-портала Yandex.ru. Я сам лично проверял все эти счетчики и списывал с них данные. В терминологии также остановился на определениях принятых Яндексом.
От себя добавил лишь небольшие комментарии, которые можно смело разбавить аббревиатурой ИМХО - никому ничего не навязываю.

Выборка сайтов

В мониторинг для первой части статьи все основные СМИ Дагестана попали, что называется, по умолчанию. Сюда же был добавлен ряд сайтов с довольно высоким показателем индекса цитирования. Также покапался в показателях сайтов, которые популярны у дагестанских пользователей, хотя они и не относятся ни к СМИ, ни к числу попавших в тИЦ.
Социальные сети Дагестана, форумы, чаты и т.д. изначально оставил в стороне, решив посвятить им как-нибудь отдельный материал, возможно, даже больше акцентированный на контент, чем на форму. Хотя для гостевой ДД было сделано отдельное исключение, потому что она единственная в своем роде в республике на данный момент.

Показатели счетчиков

На дагестанских сайтах в основном установлены счетчики от трех компаний - Mail.ru, HotLog.ru, LiveInternet.ru. Следует отметить, что некоторые ресурсы дают полную информацию о посещаемости, на других эти данные лишь частично публичны, а с третьих так и вовсе можно узнать лишь количество посетителей за прошедший месяц. Но проблема даже не в закрытости или открытости счетчиков, а в том, что на очень многих сайтах счетчики отсутствуют, в том числе на некоторых из тех, которые попали в индекс цитирования «Яндекса». Вполне возможно, что они доступны лишь администрации ресурсов.

Если свести показатели со всех доступных счетчиков различных ресурсов Дагестана в одну таблицу, то к вечеру 28 февраля статистика выглядит так, как приведена в таблице.
В тех случаях, когда данные за февраль недоступны, приведены данные за 31 день января месяца (указано в скобках). В скобках рядом с адресом сайта указано названия используемого на сайте счетчика. Если на сайте несколько счетчиков, то учитывались данные рейтинг@mail.ru.

(кликабельна)



Тут необходимо отметить ряд моментов, касающихся не только приведенных в диаграммах дагестанских сайтов, но и целого ряда ресурсов оставшихся вне мониторинга.
В первую очередь это касается сайтов, занимающихся перепечаткой материалов с других сайтов - как региональных, так и федеральных, причем без всякой обработки. Ничего не создавая своего собственного, такие ресурсы полностью «живут» за счет официальных СМИ, чужих личных сайтов и блогов. Причем, большинство таких ресурсов сразу же ставят свои водяные знаки на фото- и видеоматериалы, по сути, украденные с других сайтов, так как частенько никаких ссылок на первоисточник у них не бывает.

Другая проблема - отношение к таким сайтам со стороны пользователей и СМИ. Странным выглядит, когда достаточно большое количество ссылок на новости других ресурсов, в том числе и РИА «Дагестан», на сайте главной газеты республики «Дагестанская правда» ведут не на первоисточник, а на банальный копипаста-сайт под названием «обзор СМИ».

Не совсем ясно и то, в каком поле эти сайты вообще стоить рассматривать - как официальные сайты, информагентства, полноценные СМИ или что-то ещё? Совершенно непонятно. На самих таких сайтах странички «о себе» выдают лишь пару строк банальностей, а то и вовсе не открываются. На самом деле, как мне кажется, тут достаточно обширное поле деятельности для судебных разбирательств. Было б только желание, ну, и знания тоже, конечно.

Для примера приведу лишь один случай на федеральном (а точнее международном) уровне. В 2007 году журнал «Огонек» выиграл дело против израильской газеты «Новости недели». Мировой суд обязал издательский дом «Новости недели» и его главного редактора Леонида Белоцерковского выплатить компенсацию российской компании. «Новости недели» нарушило закон о соблюдении авторских прав и перепечатало 19 статей еженедельного журнала. Израильским адвокатам российского журнала удалось убедить судей в своей правоте, хотя владелец «Новостей недели» категорически отвергал выдвинутые в его адрес обвинения. Основным аргументом ответчиков был тот факт, что перепечатанные в 2003-2004 году статьи принадлежали лично авторам, а не издательству и ссылки на журнал, мол, достаточно. «Огоньку» же удалось доказать, что все статьи были оплачены журналом и, соответственно, права на них принадлежали ему, тогда как «Новости недели» за них ничего не платили.

Рано или поздно такой прецедент может назреть и на республиканском уровне - ИМХО, в какой-то момент кому-то может надоесть заниматься «благотворительностью».

В этой связи все больше ценным для СМИ, да и вообще любого уважающего себя сайта, думаю, должны становится не показатели посещаемости, количество хостов и прочее (в конце концов, это все можно накрутить, выложив скандальное фото или провокационный заголовок), а индекс цитирования того или иного издания, официального портала организации.

Индекс цитирования

Индекс цитирования - изначально в научном мире мера «значимости» трудов какого-либо ученого. Величина индекса определяется количеством ссылок на этот труд (или фамилию) в других источниках. Самым авторитетным порталом в рунете, начавшим вести индекс цитирования сайтов, как известно, является отечественный «Яндекс».
У одного из самых известных ИТ-компаний достаточно жесткие условия для включения в свой «Тематический индекс цитирования (тИЦ)». Более подробно с правилами включения в тИЦ можно ознакомиться на сайте самой компании. Тут приведем лишь несколько правил. Индекс цитирования «Яндекса» рассчитывается для всех ресурсов, ссылки на которые Яндекс нашел в интернете, при условии, что результирующее значение тИЦ для этих ресурсов не меньше 10.

тИЦ определяет «авторитетность» интернет-ресурсов с учетом качественной характеристики ссылок на них с других сайтов, которая называется «весом» ссылки. Рассчитывается качественная характеристика по специально разработанному алгоритму. Большую роль играет тематическая близость ресурса и ссылающихся на него сайтов. Само по себе количество ссылок на ресурс также влияет на значение его тИЦ, но тИЦ определяется не количеством ссылок, а суммой их весов.

тИЦ как средство определения авторитетности ресурсов призван обеспечить релевантность расположения ресурсов в рубриках каталога Яндекса. тИЦ не является чисто количественной характеристикой, поэтому компания показывает некоторые округленные значения, которые помогают ориентироваться в «значимости» («авторитетности») ресурсов в каждой области (теме).

Копирующие или переписывающие информацию с других ресурсов и не создающие оригинального контента сайты «Яндекс» не только не учитывает в своем тИЦе, а и вовсе не индексирует или ограничивает их ранжирование.

Накрученный индекс компанией безжалостно обнуляется. Решение о наличии накрутки принимается администрацией «Яндекса» на основании детального изучения ситуации.

На конец февраля в тИЦ «Яндекса» попали 57 дагестанских сайтов. Так как ряд из этих сайтов прямого отношения к республике не имеют (главным образом это торговые компании с офисом за пределами Дагестана), я их в нижеприведенной таблице опустил.




В итоге 39 сайта, отобранных «Яндексом». Всего лишь! Для сравнения - в тИЦ попали более 1000 ресурсов, например, челябинской области.
Хотя, казалось бы, ресурсов в Дагестане очень много, в том числе и таких, которые претендуют на информационные, у которых и больше всего шансов попасть в тИЦ.

Но любопытно в этой таблице даже не это, а другое
Во-первых, «Яндекс», следуя своим правилам, не включил в список ни один из расплодившихся в республике всевозможных копипаста-сайтов, в том числе и имеющих неплохую посещаемость. Не попал в список и не один портал, позиционирующий себя как социальную сеть. Во-вторых, наоборот, в тИЦ попали ресурсы, которые я вообще не рассматривал для мониторинга посещаемости для верхней части материла, а также ресурсы компаний, которые сейчас уже не функционируют, но на сайтах которых по-прежнему есть оригинальная информация. Чтобы понять такую избирательность «Яндекса» снова читаем то, что над таблицей.

Небольшое, но важное, дополнение
Буквально час назад Тимур, на вопрос о том, куда делся ДГУ из тИЦ, так как ещё два месяца назад я видел, что он очень высоко там (что-то вроде 800-900 ед.), ответил, что все норм. Оказалось, что не все норм - ИЦ dgu.ru при отдельной проверке и впрямь оказался 1000 единиц (это второй показатель среди всех ресурсов РД!) на данный момент, никакого обнуления не произошло, НО, почему-то, сайт выпал из каталога. Его нет ни в региональном списке, ни в списке вузов.  Хотя, повторю, сам видел у сайта очень высокий ИЦ буквально пару месяцев назад, да и вообще - долгое время вузовский сайт и РИА только и конкурировали между собой в этом ИЦ из наших местных.
Тимур пообещал разобраться. Надеюсь, отпишется или у себя или тут в комментария и расскажет, что там случилось.  Обязательно отмечу об этом в следующем материале для РИА на эту тему. Не для кого ведь не секрет, что ДГУ для меня по-прежнему не чужое место!? А с сайтом у нас так и вовсе особые отношения - это что-то вроде расставания, развода пары, в которой люди по-прежнему продолжают любить друг друга:)) (Вот вам и «лиризм» напоследок :)

yandex.ru, Дагестан, ДГУ, Интернет, mail.ru, республика, monitor, РИА Дагестан

Previous post Next post
Up