___________________3-1_____________________
Наше отношение ко многим вопросам современности в значительной степени определяет наша история. Её скелетом является хронология, соединяющая разрозненные события в разных уголках мира в единую и непротиворечивую картину. Стоит убрать эту скрепу, и многие главы из учебника истории распадаются на несогласованные между собой во времени и пространстве легенды и сказания. Иными словами, без достоверной хронологии нет и истории, как научной дисциплины.
Об основах современной хронологии, заложенных в XVI - XVII вв., сказано уже достаточно много. Нашей целью является лишь краткий обзор этой темы, приведение в порядок собственных мыслей относительно общей хронологии и определение её достоверных границ.
Современными исследователями обычно упускается из виду крайне слабый уровень развития математической науки в отдаленном прошлом и соответственно сложности в оперировании большими числами для подавляющей части населения. Под большими мы понимаем числа за пределами регулярного использования в повседневной жизни, то есть значения, превышающие несколько десятков. Соответствующими были и возможности по летоисчислению. В средиземноморском античном мире XIII - XIV вв. в различных регионах и полисах существовали короткие и плохо соотносимые между собой календари, о которых сегодня мало что известно.
На первом этапе человеческой истории первая роль в вопросах летоисчисления принадлежала Египту, как самой древней и искушенной в математике и астрономии части известного тогда мира. Помимо этого, не стоит забывать и о его масштабах. По сравнению с небольшими средиземноморскими полисами Египет - это огромная многонаселенная страна, протянувшаяся по берегам Нила на сотни километров, со множеством городов, племен, языков, религиозных культов и научных школ. Не удивительно, что отсюда вышло и множество различных вариантов летоисчисления, часто существовавших параллельно друг другу.
На основе астрономических наблюдений здесь была определена продолжительность солнечного (365,25 дней) и лунного (29,5 дней) «года», то есть периода обращения Солнца на небосводе и смены фаз Луны. Со временем выработался стандарт: год из 13 месяцев, в котором 12 месяцев состоят из 30 дней и дополнительный месяц из 5 или 6 дней, в зависимости от того, простой год или високосный. Такой подход с небольшими вариациями стал основой для всех последующих календарей и дошел до наших дней. Года выстраивались в последовательности. Неизбежно возникала потребность в точке отсчета.
Локальные точки отсчета по годам правления или от какого-либо реального события для нас не представляют интереса. В качестве примера можно привести используемое в Римской церкви летоисчисление по пятнадцатилетним циклам - индиктам. Году дается порядковый номер от одного до пятнадцати, сами же индикты не нумеруются, что на длительном отрезке времени ведёт к путанице и нарушениям в летоисчислении.
Важны календари с непрерывной шкалой, длящиеся сотни лет и дошедшие до наших дней. Все без исключения из них имеют искусственный расчетный характер, то есть точка отсчета, относительно которой располагаются все последующие события определялась математическими и астрономическими методами. Уровень развития научного знания позволил это сделать не ранее начала XV века. Потребность в таких календарях возникла в том числе и по религиозным причинам, для расчета в прошлом дат праздников, особенно даты Пасхи.
Одним из ранних примеров такого календаря является александрийский или коптский календарь. Начало года в египетском календаре приходилось на 29 или 30 августа по юлианскому календарю. Скорее всего отсюда и пошла традиция начинать год с 1 сентября в старых греческих, а затем и русских календарях. Считается, что счёт лет в александрийском календаре ведётся с года пришествия к власти императора Диоклетиана. (лат. Anno Diocletiani - от года Диоклетиана (A. D.), или лат. Anno Martyrum - от года мучеников (A. M.). Нет сомнений, что этот календарь не имел отношения к христианской церкви и позднее был адаптирован под её нужды. Точка отсчета была получена расчетным путем и скорее всего была привязана не к реальному историческому персонажу или событию, а к астрономическому явлению. Предположительно к началу «Великого Индиктиона», то есть одновременному началу лунного (19 лет) и солнечного (28 лет) кругов, хорошо известных египетским астрономам. Забавно, что те же сокращения использовались позднее и в христианских календарях: «A. M.» (Anno Mundi - от года Сотворения мира) и «A. D.» (Anno Domini - от года Господа).
Не ранее XV века появляются хронологические расчеты, основанные на Священном писании, где точкой отсчета здесь стала дата Сотворения мира. Понятно, что летоисчисление по священным текстам носит крайне субъективный характер. Сегодня известно около двухсот разных дат Сотворения мира, по которым длительность промежутка от Сотворения мира до Рождества Христова колеблется от 3483 до 6984 годов. Разброс в датах составляет 3501 год.
В христианском мире существовало два основных подхода к расчету даты Сотворения мира и они основывались на разных редакциях Библии: на греческом языке (Септуагинта или толкование 70 старцев) и на латинском языке (Вульгата).
Как пишет Филипп Генрих Дильтей в книге «Первыя основания универсальной истории с сокращенною хронологиею, в пользу обучающагося российскаго дворянства. Часть 1» (1762 г.), подсчеты даты Сотворения мира по разным редакциям Библии различаются на 1500 лет. Откуда берется разница видно из нижеприведенной таблицы.
Латинская версия Библии была принята только во второй половине XVI века по итогам Тридентского собора, после чего и делались соответствующие хронологические расчеты. Наибольшее распространение имел был вариант, предложенный архиепископом Джеймсом Ашшером (Ушером). В 1650 году в Лондоне была издана его книга, в которой обосновывалось, что Сотворение мира произошло за 4000 лет до Рождества Христова или за 4004 года до общей эры. Отдельно обратим внимание, что по мнению Джеймса Ашшера, общеупотребительное в Западной Европе летоисчисление (так называемая «общая эра») в силу допущенных ранее ошибок в расчетах отличалось от исчисления от Рождества Христова на 4 года.
Данная точка зрения господствовала в Западной Европе в XVIII-XIX вв.
До этого во многих других странах Европы, в том числе и в России, использовалась дата Сотворения мира на основе греческого текста Библии. Однако и здесь были свои особенности. Мало кто обращает внимание, что у латинян и восточных православных эти датировки не сходились не всегда.
Насколько можно судить ситуация обстояла следующим образом. Наиболее древняя христианская система летоисчисления предполагала дату Рождества Христова на 5500 год от Сотворения мира. Расчеты, сделанные не ранее начала XV века, имели весьма приблизительный характер. Возможно, что решающим аргументом стало мнение, что поскольку «Адам был создан в середине шестого дня творения», то и «Христос пришёл на Землю в середине шестого тысячелетия», ведь «…у Господа один день, как тысяча лет…». То есть число 5500 не было точной датой в современном понимании, а скорее имело символическое, сакральное значение.
Известная нам сегодня Константинопольская система летоисчисления, начинающаяся с 1 марта 5508 года до н.э., появилась позднее, не ранее конца XV века в Италии. Новый латинский цивилизационный центр, не так давно воспринявший цивилизацию из Восточного Средиземноморья, теперь уже сам навязывал свою точку зрения о хронологии восточным церквям и исправлял календари. Латинские ученые мужи решали данный вопрос в большей степени математическими методами и уточнили дату Сотворения мира.
Сегодня данная хронологическая система называется Константинопольской или Византийской эрой и считается каноническим греческим летоисчислением. Это говорит о крайнем преуменьшении и даже замалчивании в официальной истории латинского влияния на восточные церкви. Возможно даже наличие или отсутствие латинского влияния стало определяющим фактором в сохранении восточных церквей в христианской орбите вообще.
Всё вышесказанное можно отнести и к Московии с поправкой на географическую удаленность и, следовательно, отставание событий по времени.
В.Н. Татищев в "Истории Российской" в главе "О счислении времени и начале года" писал о дате Сотворения мира: «Рождение Христово …по греческому 5500-го. Следственно, от рождества у греков с римским разница 8 лет…». Соответственно, по римскому счислению год Сотворения мира был 5508 до Р.Х.
Об этом же пишут московские патриархи Филарет и Иоасаф в первой половине XVII века. В Требнике патриарха Филарета в "Чине приходящих от ересей" говорится: "Проклинаю ложное исповедание их (латинян) и прелестное их летописцев указание, яко Господь наш Иисус Христос воплотися не в лето пять тысящ пять сотое". Святцы патриарха Иосифа определяли дату Рождества следующим образом: "Родися Господь наш Иисус Христос в лето Августа царя, единовластителя тогда во вселенной. В лето от создания мира 5500, индикта 10, круга Солнцу 12, Луны 9, в среду".
То есть еще в первой половине XVII века в Московии летоисчисление шло исходя из греческого варианта. Затем, скорее всего в ходе Никоновских реформ (после 1655 года) произошел переход в определении эры от Сотворения мира с 5500 года на 5508 год до Р.Х. Это событие осталось незамеченным историками в том числе и по причине крайне малого числа реальных русских письменных источников того времени.
Изменения в летоисчислении хорошо сочетаются с общим смыслом никоновских реформ, если конечно не рассматривать их как «приведение русских обрядов и богослужебных книг в соответствие с греческими канонами» по официальной трактовке истории. Главное - что это были за «греки». Если присмотреться к персоналиям, то всё становится ясно. Реформы продвигали греки, получившие образование в Венеции, Падуе и других итальянских городах, а также выходцы из западнорусских земель, имеющие за плечами образование в иезуитских коллегиумах. Церковные реформы середины XVII века в Москве являются частью того самого латинского влияния на восточные церкви, о котором мы говорили ранее. Значение этих реформ велико. Они позволили Москве сделать цивилизационный выбор в пользу христианского европейского мира вместо принадлежности к балканско - турецкому культурному ареалу, со временем всё больше дрейфующему в сторону магометанства. Какого-то третьего пути развития России скорее всего не было дано. Им не могло стать, например, старообрядчество, сформировавшееся в современном виде уже после никоновских реформ, в основном во второй половине XVIII - первой половине XIX века.
На смену хронологии от Сотворения мира пришло летоисчисление от Рождества Христова, предложенное латинскими учеными во второй половине XVI века. Полный переход на такой календарь стал возможен только в XVII веке, когда в математическую науку были введены отрицательные числа и ноль, стали возможными действия с ними. О трудах Скалигера и Петавиуса сказано достаточно много. Критика их расчётов вполне заслужена. Главной ошибкой критиков на наш взгляд является попытка самим встать на позиции Скалигера и «исправить» недочеты предшественников в хронологии. Например, рассчитать правильную дату Рождения Христа.
В условиях недостатка информации это заведомо невыполнимая задача. Любые предположения, даже правильные, не будут иметь достаточных доказательств. Важнее понимать, как была построена хронология, заложившая основы мира, в котором мы живем и сейчас.
Попробуем подвести итоги.
Главная информация для исторических датировок была взята из Библии. В книге Бытия приведена длительность жизни библейских патриархов от Адама до Иосифа. В Книге Судей приведена длительность правления судей. В 1-4 Книге Царств дана длительность правления библейских царей. На основании этих данных можно было «восстановить» хронологию событий, описанных в Ветхом завете от Адама до восстановления Иерусалима в конце Вавилонского плена. Также на Ветхом Завете основана вся история древнего мира: история Древнего Египта, Персии, Ассирии, Вавилонии и т.д.
Привязка ветхозаветных событий к Новому Завету, держится всего лишь на одной фразе из книги пророка Даниила (9; 25), где написано: "Итак знай и разумей: с того времени, когда выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины". То есть, Даниил пророчествует, что от повеления о восстановлении Иерусалима до Христа пройдёт 7 х 7 + 7 х 62 = 483 года.
В Евангелиях упоминаются исторические фигуры римской империи Август, Тиберий, Пилат, Ирод. Это делает возможным соотнести Библейские события и историю Древнего Рима. От Рима рассчитывается вся античная история и история ранних средних веков.
Остается только рассчитать насколько далеко в прошлом находилась дата Рождения Христа по отношению ко временам, реально известным ученым-хронографам XVI века, а образовавшийся временной промежуток назвать «темными веками». Для этого используется полученная в результате других расчетов дата прихода к власти Диоклетиана.
Таким образом, несложно убедиться, что в основах хронологии, на которых стоит современная историческая наука, нет ничего научного. Это исключительно религиозный вопрос, основанный на Святом Писании. Интересно, что и сегодня историки свято придерживаются этой концепции. Времена изменились, но прежняя конструкция сохранилась и продолжает своё развитие. На смену приверженности библейским принципам пришла верность догмам официальной исторической науки, которая как, впрочем, и многие другие научные дисциплины всё дальше дрейфует в сторону светской формы религиозного знания.
Сами же датировки далекого прошлого имеют исключительно расчетный оценочный характер. Началом твердой объективной хронологии в Европе условно можно считать 1500 год нашей эры. Для средиземноморской Европы - чуть больше, для Восточной и Северной Европы - чуть меньше. Обо всём остальном можно строить предположения и догадываться, но не знать наверняка. Только такой подход к событиям далекого прошлого и является по-настоящему научным.