(no subject)

Jan 04, 2011 11:25

вчера в голову пришла мысль, которой хочу с вами всеми поделиться. интересно, что с тех пор, как я перестал посещать жж, все мои "умные" мысли обкатывались на бедной Юле, это, знаете ли, настоящая проверка семейного счастья... ;) в этот раз именно Юля мне посоветовала написать об этом в жж, в первую очередь, чтобы выяснить, кто это придумал до меня и какие есть контраргументы.
так вот "умная мысль":
как мы знаем русской философии не существовало вплоть до предыдущего рубежа веков, когда она в своем развитии догнала европейскую и, наконец, начала вырабатывать собственные суждения. тогда у нас впервые появились люди, которые могли быть представлены, как "философ и литератор Соловьев", "философ и публицист Франк" и т.п. до этого были "писатель Достоевский", "публицист Чаадаев", или вообще "граф Толстой". (конечно мы говорим о светской философской традиции).
Потом в 1920-е гг. по всем понятным причинам, русская философия либо куда-то эмигрировала, либо как-то спряталась, либо деградировала до марксистско-ленинской мутотени. но вот та часть, что спряталась приняла очень странный, мне кажется, вид: они стали "исследователями"-гуманитариями (технари, конечно, тоже были, но там, как вы в дальнейшем увидите, совершенно иная ситуация). тяга к философствованию часто обнаруживается в трудах историков и до ХХ века, вспомнить хотя бы знаменитую главу С.М. Соловьеваа о противостоянии культуры дерева и культуры камня, или все карамзинские моралистические измышлизмы, но в 20 веке при абсолютной невозможности открытой и честной философии под эгидой совка эти люди начинают прятаться за масками именно ученых. их философские размышления появляются как-то неожиданно среди списка их трудов, или даже внутри них. и конечно первотолчком для их размышлений становится история. большая часть русской философии ХХ века принципиально историософична, связано ли это с историей языка, России, человечества, философии как таковой. прикрываясь научной формой и методами, эти новые философы порой ударяются в такие степи, что доходят до таких "обобщающих" выводов, что диву даещься, откуда, что повылезло. такими были Лосев, Гумилев, Аверинцев, Гуревич, Лихачев и проч.
особенно же эта сфера расцвела с момента появления культурологии как науки в России и отмены обязательного марксизма в исторических исследованиях. вот тут то и появились все эти удивительные люди, типа Юрганова и Успенского, которые в рамках своих исторических трудов начинают выдвигать странные, хотя, безусловно, очень интересные концепции. (для знающих, о чем я: вспомните хотя бы Глебкина с его "экзистенциалом"! чем не философская концепция!)
во многом именно благодаря этим людям и их философским рассуждениям гуманитарная наука в России твердо стала ассоциироваться с околонаучной болтологией, а историческая наука потеряла всё, что осталось от ее авторитета и медленно дробится на множество отраслей и "методологий".

история, философия, заметки

Previous post Next post
Up