(no subject)

May 06, 2010 02:52

последнее время полюбил ходить по Басманке, с каждым разом нахожу для себя все больше интересного, решил с вами поделиться сегодняшним маршрутом (карта):

1. Я выходил через новый выход станции метро "Красные ворота", эскалаторы там двухъярусные и перемежаются пролетом с щедро кессонированным потолком в стиле позднего сталинского ампира. Интересно, что метро встроено внутрь одной из 7 высоток - здания Министерства Транспортного машиностроения (оно и сейчас там в виде корпорации "Трансстрой"), которое после того, как его почистили, стало белое-белое, как Минас-Итиль в былые времена. Ничего не могу с собой поделать, но регулярно подкупаюсь на весь этот советский пафос "дворцов пролетариата".
2. Если пройти через сквер, то неизбежно окажемся на переходе через Новую Басманную, с которого открывается вид на здание старого наземного вестибюля "Красных ворот" (http://maps.yandex.ru/-/CFa8yrR). Отсюда очень хорошо просматривается гиперболизированная Паперным метафора оформления входа-портала в подземное цартво Аида-метрополитена, и искусственная перспектива всерьез затягивает. Главное не засмотреться - активное движение по Н. Басманной непременно даст о себе знать.
3. Прежде чем начать затягиваться в портал "Красных ворот", стоя на переходе, следует издалека посмотреть на зареставрированное до невозможности здание бывшей куракинкской богадельни (в свою очередь бывшей когда-то дворцом) (д.4), где сейчас помещается что-то типа "Московского дома национальностей", чтобы это не значило. особенно он характерен своей судьбой: над петровским немецким барокко здесь настроено неоклассицистическое нечто архитектора Шуцмана; соседний же с ним (д.6) - собственно новый дворец Куракиных якобы казаковской работы (ибо у нас, в Москве, где не появится какой дом побольше остальных, да еще и с фронтоном, колоннадой и лепниной, сразу вспоминают Казакова) - наиболее интересен сложным куракинским гербом в центре фронтона.
4. На противоположной стороне находится прекрасное лаконичное конструктивистское здание поликлиники НКПС-МПС (д.5) архитектора Петрова, на удивление хорошо вписавшееся в окружающую действительность и даже в какой-то мере готовое с ней спорить в своей красоте.
5. Совсем рядом с поликлиникой приютился маленький полувросший в землю домик из тех, что раньше составляли самые узкие переулочки в Москве. он очень мил, особенно на контрасте с гигантским соседом.
6. Мост через Окружную - одно из моих любимых мест, в сочетании с громадным неоготическим (читай: модернистским) доходным домом Московского Басманного Товарищества архитектора Зелигсона (там, где Арбитражный суд), создается ощущение очень европейское. Наверное такой должен был быть вид с моста на Театральной улице в Калининграде.
7. Европейскости атмосфере этого и так пронемеченного насквозь района добавляет еще и церковь Петра и Павла, представляющае собой единственное в строгом смысле здание петровского барокко, просто потому что построена по рисунку и проекту самого понабравшегося немецких ухищрений царя. Пышная колокольня пристроена позже - в середине века (табличка называет архитектора Бланка, википедия - Мичурина) и кажется здесь довольно неуместной. в нижнем храме - довольно скучно, зато в верхнем, предполагается гораздо больше интересного, если судить хотя бы по совершенно петровским перилам в пролетах и вечно закрытому проходу.
8. дом 14 - это усадьба купца Стахеева, того самого, что владел доходным домом на Лубянке, где сейчас Библио-Глобус. помимо того, что в сама усадьба вместе с фонтаном-фонарем, пандусом для карет и автомобилей, подводящем прямо к дверям, садовой лесенке и проч. парковыми забавами, вошедшими по большей часть теперь в сад им. Баумана, поражает своим внешним убранством, она довольно интересна изнутри, хотя бы тем, что сожравшие огромные средства интерьеры сохранились (что не просто, когда в здании располагается дом детей железнодорожников), и некоторые люди их даже видели. очень конечно хочется посмотреть на всю эту эклектику (особенно меня интересуют, конечно, столовая в неоготическом и курильня в неомавританском стиле).
9. сразу за домом Стахеева - находится сад имени Баумана, образованный из парков 3х усадеб, в том числе Стахеевых, Голициных и еще каких-то из дома 16. Этот сад, или парк, кто ж его разберет - просто заповедник советского прошлого: на входе (http://maps.yandex.ru/-/CFagRec) очень знакомая по многим образцам раннего советского классицизма арочка и плакаты-объявления, написанные от руки, по всему парку развешаны разноцветные флажки, над старой сценой-ракушкой - еще и гирлянды из крупных лапочек, которых сейчас только в фильмах про 1960-70е встретишь. Если немного посидеть на старых лавочках перед сценой, довольно легко представить, что из обитой паркетом двери высунется голова конферансье, проверяющего наличие публики.
в саду стоит обратить внимание также на 2 объекта - грот, с которого зимой еще недавно катались дети на санках (теперь не катаются, потому что кто-то сдуру поставил маленькие заборчики вдоль дорожек) - остаток стахеевских усадебных забав и ряд покосившихся деревянных пристроек в голицинском углу сада - довольно подозрительных с виду, но явно имеющих отношение к старому усадебному быту.
10. сразу по выходу из сада на Старую Басманную открывается вид на дом с двумя рюмками на крыше (12 стр. 5), каскадом спускающийся в Гороховский переулок - редкое исключение из новостроев, воздвигающихся в центре.
11. если чуть-чуть пройти по Гороховскому и обернуться можно увидеть отличный пример северного модерна в Москве (Старая Басманная, 15к2) - доходный дом персидского подданного Аджи-Мамед Усейн Ага Аминезарба, как говорит нам википедия. коли она говорит правду, то это все довольно курьезно.
12. Пройдя мимо помпезного храма Никиты Мученика и не менее помпезной квазиказаковской усадьбы Демидовых (там сейчас горячо всем любимый институт геодезии и картографии), попадем в Демидовский переулок, из которого открывается отличный вид на двор демидовской усадьбы, в дальнем углу которой мы видим обшарпанный доходный дом с итальянскими окнами, на крыше - классицистический мезонин другого цвета (судя по обшарпанности обоих так изначально все и было), выше - что-то конструктивистское, и все это венчает невесть как оказавшийся на крыше покосившийся деревянный сарай. сбоку обратите внимание на сгоревшую деревянную хоз-постройку, родственницу сарая. может он от того туда и забрался?
13. в конце Демидовского обыкновенный советский сталнский дом неожиданно делает плавный поворот на углу с улицей Казакова и переходит в какое-то казенное здание, более того обогащает свой аскетичный фасад рядом таких же полукруглых балконов, чем окончательно повергает зрителя в шок.
14. Череда зданий под номером 18 по улице Казакова - это усадьба Разумовских. здесь часто останавливались члены императорской семьи, сами императоры, проводились пышные балы, был шикарный усадебный парк, каскадом спускавшийся к Яузе. главный дом усадьбы был вроде бы спланирован Казаковым (что сейчас уже оспаривается большинством). попасть на территорию нельзя - там расположилось министерство по туризму и спорту. удивительно, но усадьба, которая за оба бурных 19 и 20 века потеряла только парк, сильно погорела буквально через год после того, как туда въехало министерство. по-моему это знак.
из забавных подробностей можно обратить внимание на очень низкую проездную арку справа, будто специально запланированную для машин с низкой посадкой.
15. Улица Казакова (да-да того самого!) плавно перетекает в Токмаков переулок, на углу которого с улицей Радио стоит церковь Вознесения на Гороховом поле, единственная на Басманке точно атрибутированная постройка авторства Казакова, что выдает колонада, вокруг ротонды перекрытого куполом алтаря.
16. на пересечении улицы Радио и Елизаветинского переулка образуется приятная низина, которая как бы сталкивает пешехода вниз к Яузе. по дороге же к Яузе можно встретить еще одну интересную постройку - стадион "Сокол". он был бы ничем не примечателен, если бы не был настолько раздолбан, что становится виден тот факт, что колонки на башенках сколочены из плохо составленных досок с большим слоем штукатурки. вот он, триумф советской архитектуры!

в этом месте я предлагаю садиться на 24й трамвай, и, наслаждаясь прекрасными видами набережной и старых призаводских районов, доехать до Курского вокзала.

прогулки, Москва, заметки

Previous post Next post
Up