Застой 2.0

Sep 01, 2012 21:13



Дежавю. Я хорошо помню то время - середину 80-х в СССР. И то ощущение - какой-то безысходности, тупиковости и маразма происходящего вокруг. «Так жить нельзя» - как было подмечено чуть позже Говорухиным, который тогда еще не отметился любовью к царю, и консерватизмом, граничащим с мракобесием. И ведь страна-то вроде жила богато - так, как никогда не жила до этого. И успехи у страны были, особенно если посмотреть программу «Время». Но вот даже у меня, не знавшего голоса Америки и не слышавшего про самиздат и диссидентов, было ощущение какого-то глобального наебалова, бесконечного дурного спектакля, в котором, по неясной, и поэтому страшной, причине, участвуют все вокруг.

Вот это ощущение почти в точности восстанавливается сейчас, спустя три десятилетия после смерти нашего самого долгоиграющего генсека. Я начал сравнивать времена - и набрал полную корзину параллелей, которые можно провести между обстановкой тогда и сейчас.

Брежнев правил 16 лет. И люди за это время стали жить зажиточнее, стали чаще ездить на курорты. И произошло это во многом за счет резкого роста нефтяных доходов СССР.

Путин собирается править 18 лет. И люди за это время стали жить зажиточнее, стали ездить потагилить на курорты Турции и Египта, стали более лучше одеваться. И произошло это во многом за счет резкого роста нефтяных доходов.

Союз держался за счет денег из Москвы. Центр предпочитал не лезть во внутренние кухни республик, довольствуясь внешним проявлением лояльности азиатских божков в обмен на денежные преференции. Практически того же сорта федерализм мы имеем и сейчас.

В центральной власти не было новых лиц. Старческая сущность Политбюро к началу 80-х стала очевидной для всех, но никто не понимал, что с этим делать. Отсутствие ротации во власти хорошо иллюстрировалось «выбором» на «выборах» - моим родителям всегда предлагалось выбирать из одного кандидата. Ну, по юности лет я думал, что такими и должны быть выборы. К такой же картине «выборов» мы пришли и сейчас. «Кто, кроме Путина?». Ну да, никто. Все ж гандоны вокруг, у нас один спаситель.

Очевидный для специалистов застой в экономике заставлял центр искать способы, как оживить дохлую лошадь. С фанфарами была принята программа «Интенсификация-90» - но для всех было очевидно, что это просто пиздобольство от отчаяния. В результат не верил никто. Нынешние фанерные транспаранты со Сколково и наномодернизацией придумывали люди с таким же рисунком мозгов, с теми же целями - и с теми же практическими результатами.

В позднем СССР довлела любовь к гигантизму и внешним понтам. Не можем сделать компактный плеер - значит, начнем делать невъебенные домны, ледоколы и самолеты. Мы это умеем, и мы это всем покажем. И Олимпиаду проведем эталонно, назло американцам. Сейчас, в России, мы строим мосты в никуда за мильярд баксов, и осваиваем мильярды на зимнюю олимпиаду в субтропиках, имея разруху в детско-юношеском спорте.

По телевизору в СССР - лепота и дружба народов. Концерты идейно правильной попсы. Вообще, настроение, излучаемое шайтан-башнями на покоренные народы - это тема для отдельного исследования. Замечу лишь, что тогда и сейчас эти настроения звучат в унисон. Все так же царь с экрана признает недочеты в нашей жизни, принимает меры, грозит карами негодным боярам… И нихуя не делается. И все привыкли - ну чо, ритуал такой. У них ведь там жизнь на другой планете, за высоким-то забором Кремля.

Едкое, разъедающее человеческие отношения, двуличие. Во всем. Говорим одно - делаем другое. Врем хором, и не краснеем. Воруем - и выступаем за идеалы коммунизма. «И ведь прикидываться научились, вот ведь как» - как говорил опер в фильме «Изображая жертву». Вот это вот блядство, вот такой «общественный договор» - просто не позволяли верить в нормальное будущее.

Публично спорить с властью мало кто хотел. А нахуй нужно? Себе дороже. Русский мужичок тихо себе бухал, и благодарил Леню за спокойные годы. Бабушки… Ну они всегда бабушки - «лишь бы не было войны». Цинк во двор, из Афгана - не в счет. Как не в счет сейчас и цинки с Кавказа.

Помню неуклюжие попытки позакручивать гайки Андроповым - примерно как сейчас - но через пару лет они сами собой рассосались, выдохлись. Не прижились. И нынешние - не приживутся.

В общем, если не выебываться, и жить как все - то время было хорошее. Прямо как сейчас. Но вот было тогда - и есть сейчас - ощущение, что вся эта сказка какая-то картонная, искусственная, временная. И примерно в середине 80-х все вокруг начало качаться. Падение мировых цен на нефть в середине десятилетия ускорило разрушение этого карточного домика, выстроенного на тотальном пиздеже и послушности масс.

Что было потом, мы хорошо знаем. Почти все эти мужики и бабушки обнищали, потеряли сбережения, уважаемую работу. И вряд ли кто-то из них связывал то, что с ними произошло, с тем застоем, которым они гордились в начале тех самых восьмидесятых.

Прошло ровно одно поколение.

Previous post Next post
Up