С кем хотят дружить издатели и писатели?

Apr 02, 2013 15:08


Сегодня, в день рождения великого сказочника Андерсена, вместе со всем книжным миром мы отмечаем День детской книги. Накануне этой даты нам удалось задать нашим друзьям-издателям и друзьям-писателям три вопроса:

  • Какие ваши книги меняют мир к лучшему?
  • Детское чтение должно воспитывать или радовать
  • С кем из персонажей ваших книг вы бы подружились?


  • Ответы издателей



    Елена Широнина

    директор по проектам издательства «Росмэн»

    Книги, которые меняют мир к лучшему:
    Все книги - сказки, стихи, рассказы, романы, научно-познавательные энциклопедии, которые попадают в руки читателей. Прочитанные именно в детстве книги - это огромная часть не только интеллектуального багажа, но и жизненного опыта человека. Дети, вырастающие с нашими (в самом широком смысле этого слова) книгами, - вот кто изменит мир к лучшему.

    Воспитывать или радовать?
    В самом вопросе есть, как нам кажется, не совсем корректное противопоставление «полезного» (воспитывать) и «приятного» (радовать). Детское чтение, по нашему глубокому убеждению, должно открывать детям мир, расширять их представления о том, что и кто их окружает, и о самих себе. В этом смысле чтение - неотъемлемая часть воспитания, то есть формирования личности. И вместе с тем открытие мира - обрушивающийся на ребенка из книг океан знаний, шквал эмоций, возможность прожить множество жизней, путешествовать во времени и пространстве, прорывы в иную реальность - это все очень радостные события, наверное, радость юного читателя сродни радости моряка, выходящего в открытое море. Детское чтение, детские книги просто должны быть! И тогда они обязательно будут и воспитывать, и радовать!

    Подружилась бы:
    Конечно, с Гарри Поттером - он надежный друг и хороший человек, всегда приходит на помощь друзьям и ценит их поддержку. Еще - с Василисой Огневой, героиней саги «Часодеи». Она с честью преодолевает все выпавшие на ее долю испытания, но ей подчас бывает так трудно, так одиноко, что поддержка друзей не помешала бы. А еще - с Джейн и Майклом Бэнкс, героями книг Памелы Трэверс. Подружившись с питомцами лучшей в мире няни, мы смогли бы вместе с ними пережить все те удивительные, волшебные события, которые начинаются с появлением Мэри Поппинс.




    Светлана Дындыкина

    PR-директор издательства «Розовый жираф»

    Книги, которые меняют мир к лучшему:
    Я не считаю, что книги непременно должны «менять мир к лучшему», «воспитывать» или «радовать». Чтение книги - это очень интимная вещь, интеллектуальное и эмоциональное переживание. Но, конечно, есть такие книги, после чтения которых кажется, что в тебе что-то сдвинулось, что теперь невозможно жить иначе, быть прежним. Лично для меня (но, судя по многочисленным отзывам читателей, я такая не одна) такой книгой в «Розовом жирафе» стала повесть Шэрон Дрейпер «Привет, давай поговорим». Это история 10-летней Мелоди, которая все 10 лет своей жизни была фактически вычеркнута из обычной нормальной жизни из-за своей болезни. И только невероятная сила духа Мелоди, ее чувство юмора и, конечно же, безграничная любовь и поддержка семьи помогли главной героине не справиться с болезнью, нет (это книга реалистичная), но жить более открытой, насыщенной жизнью. Кстати, эта «настоящая», наша жизнь тоже может причинять боль и страдания. Хотя главная героиня книги - девочка с ограниченными физическими возможностями, эта книжка не про «инвалидов», она - про каждого из нас, про нашу способность быть честными с самими собой, внимательными и щедрыми к окружающим. За это я очень люблю «Привет, давай поговорим».

    Воспитывать или радовать?
    Мне кажется, что я отчасти ответила на второй вопрос в первом. :) Но в моем ответе есть немного лукавства. Конечно, книги, написанные специально для детей, отличаются от книг, которые написаны «вообще». Детские и подростковые книги не могут не учитывать особенности детского восприятия, но вы нигде не найдете адекватного точного описания «правильной» детской литературы: чего там быть должно, а чего не должно ни в коем случае. В детских книгах должно быть все, что есть в жизни, все, о чем автор считает нужным и важным поговорить со своим читателям. Но важно при этом, чтобы в детских книгах оставалось место для надежды. Вот это очень важно. А если вдруг у книги обнаружатся «воспитательные», «развлекательные», «познавательные» и прочие другие функции, то, что ж, это очень здорово.

    Подружилась бы:
    Когда мне было столько же лет, сколько нынешним читателям «Земли соленых скал» я мечтала, нет, МЕЧТАЛА, о встрече с Сат-Оком, маленьким индейцем, который так ловко пробирается по лесу, знает все охотничьи секреты, храбро проходит обряд инициации и готов пожертвовать своей жизнью ради спасения родного племени. О, как я мечтала пройти через все приключения вместе с ним. Мне кажется, двадцать лет назад мы бы точно подружились. А сейчас я бы очень хотела познакомиться с Джерри Рено, главным героем романа Роберта Кормье «Шоколадная война». Он вроде пытается плыть по течению и особенно «не высовываться», он не видит себя революционером, который может выступить против Системы и сломать ее, он пытается выжить в школе, играя по принятым в ней правилам так долго, как только это возможно. Но как-то так получается, что Джерри не может при этом изменить себе, и он «осмеливается потревожить вселенную». Не знаю, удалось бы нам подружиться, но интересный разговор точно получился бы.





    Ольга Дворнякова

    pr-директор проекта «Настя и Никита»

    Книги, которые меняют мир к лучшему:
    Все! Хотели изменить мир к лучшему и придумали «Настю и Никиту». И книжки отбираем по этому принципу.

    Воспитывать или радовать?
    И то и другое. Иначе получится безрадостное воспитание или радостная невоспитанность. А если серьезно, то как раз баланс развлечения и поучения - главная особенность хороших и самых любимых книжек.

    Подружилась бы:
    Со слепой девочкой из нашей новой книжки Анны Анисимовой «Невидимый слон». Вовсе не потому и что девочке нужны друзья и ее может быть жалко. Наоборот. Это очень светлая книга, в которой героиня открывает нам совсем другой принцип познания мира. И я поймала себя на мысли, что тоже так хочу!





    Вадим Мещеряков

    владелец «Издательского дома Мещерякова»

    Книги, которые меняют мир к лучшему:
    Надеюсь и верю, что все. Иначе зачем вообще издательство.

    Воспитывать или радовать?
    Прежде всего воспитывать вкус.

    Подружился бы:
    С Ёженькой!





    Виталий Кивачицкий

    директор издательства «ЖУК»

    Книги, которые меняют мир к лучшему:
    Книги нашей серии «Для тех, кому за 10»

    Воспитывать или радовать?
    Радовать и печалить - хорошие книги находят отклик в сердце, человек делает выводы и воспитание происходит автоматически.

    Подружился бы:
    С Таней из «Смеяться и свистеть» Юрия Нечипоренко, с грустными неграми в меховых шапках из «Мужского воспитания» Ксении Драгунской, с Тихоном и тётушкой из «Большого сочинения про бабушку» Ольги Колпаковой, с дедушкой из книги «Собаки не ошибаются» Сергея Георгиева, с Тулием Силычем из книги «Божьего узла» Александра Дорофеева.





    Анна Трофимова

    генеральный директор ИД «Переход»

    Книги, которые меняют мир к лучшему:
    Изначально у нас была задача - делать книги, которые хотя бы немного изменят мир к лучшему! Делать только те книги, которые мы сами прочитаем нашим детям. Но если выбрать саму-самую, то это (лично для меня) «Кружева чудес» автора Елены Бовиной с иллюстрациями художника Полины Яковлевой. Это невероятно красивые сказки-притчи с удивительными живыми рисунками!

    Воспитывать или радовать?
    И то и другое. То, чему мы хотим научить ребенка должно подаваться радостно и легко! Обучение и воспитание не должны тяготить, идеально - сделать их естественными и непринужденными!

    Подружилась бы:
    Однозначно, это - сэр Джеффери из книги Валерия Роньшина. Обожаю его! Даже на необитаемый остров с таким персонажем попасть не страшно! Сэр Джеффери из любой ситуации найдет выход!





    Евгения Тихонова

    редактор издательства «Акварель»

    Книги, которые меняют мир к лучшему:
    Мы считаем, что детские издатели в некоторой степени ответственны за будущее человечества. Книги, которые ребенок прочитал в детстве, обязательно повлияют на его личность, будут способствовать развитию главных человеческих качеств, таких как любовь, сострадание, неприятие жестокости, желание творить. Согласитесь, в современном мире это совсем не лишнее. Поэтому мы очень ответственно подходим к выбору книг для издания, и надеемся, что все наши книги помогут стать людям чуточку лучше. Например, абсолютно добрые, без малейшего намёка на существование зла, сказки Геннадия Цыферова, философские истории Игоря Фарбаржевича, в которых главный герой Маленький Лисёнок познает мир и жизнь - мне кажется, такие книги обязательно надо читать детям. А как можно обойтись без книг Сетона-Томпсона? Даже у взрослого человека бурю чувств вызовет трагичная история волка Лобо, на мой взгляд самая честная и пронзительная повесть этого писателя.

    Воспитывать или радовать?
    Хорошая книга и радует и воспитывает, причем не «в лоб». При выборе произведения для публикации мы обязательно смотрим на героя, сможет ли он привлечь маленького читателя. Ведь очень важно, чтобы ребенок полюбил героя книжки, поверил ему - тогда чтение будет и интересным, и полезным. Из наших книг, я бы предложила родителям просто как пособие по воспитанию серию книг «Мико и Мимико» - это история о мышонке Мико, который воспитывает своего друга-игрушку Мимико.

    Подружилась бы:
    Обязательно бы подружилась бы коровой Лизелотой, но думаю, что с Лизелоттиной бодростью и выдумкой мне пришлось бы нелегко. Очень люблю Цветочных феечек, особенно Колючку - добрую феечку с вредным характером, наверное, потому что мы с ней в чем-то похожи. :) Как мама, правда, уже взрослого сына, подружилась бы с преподавателями Волшебной школы Карандашом и Самоделкиным - наверняка у них найдутся советы как обучение превратить в увлекательный процесс.





    Дарина Якунина

    генеральный директор издательства «Поляндрия»

    Книги, которые меняют мир к лучшему:
    Мне, кажется, что все наши книги были изданы нами, что изменить мир к лучшему! Каждая по-своему.

    Воспитывать или радовать?
    Я не вижу причину, почему нельзя, чтобы и радовало, и воспитывало.

    Подружилась бы:
    С маленьким королем Декабрем!





    Валентина Кашина

    директор издательства «КПД», Эстония

    Книги, которые меняют мир к лучшему:
    В каждой детской книге, какого бы жанра не был текст, не может не быть гуманного посыла - Добро победит, Зло будет наказано и, конечно, гуманными средствами.

    Воспитывать или радовать?
    Я бы не ставила процесс воспитания перпендикулярно понятию радовать. Здесь как в постмодернизме, должны присутствовать не ИЛИ-ИЛИ, а И-И. В процессе воспитания должна быть и радость, беззаботная и детская, и печаль, светлая и чистая. В современной эстонской детской литературе очень талантливо окрашены в эти разнообразные чувства многие сюжеты.
    Например, в книгах Кристийны Касс «Каспер и пять умных кошек» имеет место драматический уход старушки из жизни, но финал истории - это торжество её надежды, победа над злыми чарами. И чудо это сотворил ребёнок всего лишь заботой о старом человеке, истинным милосердием. А в другой книге этого же автора «Истории при Петру» - веселье, шалости, проказы девочки осуществляются в семье и разносторонняя оценка её поведения членами семьи - это повод к размышлению маленькому читателю: что же из этого хорошо, а что - плохо.
    В детских книгах Андруса Кивиряхка «Сирли, Сийм и секреты» и «Жираф» - много недетской грусти детского одиночества. Это верные и необходимые компоненты психологии ребёнка. Читать об одиночестве следует, понимать и проникать, сопереживать и устранять необходимо.
    Писательница Леэло Тунгал универсальна: прозаик, поэт, переводчик, мемуарист и др. - все жанры присутствуют в её творчестве для детей. У неё богатейший инструментарий воспитания ещё и потому, что герои её книг наделены не только добротой, но и умом, а главное - юмором, который выручает героев и их друзей в самых опасных приключениях («Кристийна, или Легко ли быть средней сестрой», «Барбара и летние собаки», «Барбара и осенние собаки» и мн.др.)

    Подружилась бы:
    Мне очень мил Сипсик Эно Рауда. Хороши этого же знаменитого писателя популярные Муфта, Полботинка и Моховая борода Но Сипсик наделён маленькой девочкой Ани такими важнейшими человеческими качествами, как верность, преданность, мужество. Он создан руками брата и поэтому ещё дорог и девочке, и читателям книги.
    Очень интересён персонаж книги Реэт Куду «Сказкоешка-сладкоежка»: её путешествие с кошкой, которая питается голосами - это не только путешествие по загадочному и сказочному лесу, но и по лингвистическим уловкам, скороговоркам (одна из них - в названии), задачам на размышление.
    Но именно моей душевной привязанностью является девочка - героиня двух книг-мемуаров Леэло Тунгал «Товарищ ребёнок» и «Бархат и опилки». Эта 5-летняя девочка транслирует историю счастливой семьи и историю великой страны. А также историю своей детской судьбы в послевоенной Эстонии, которую следовало бы назвать «историей, которой не должно быть». Это история вторжения в детство, разрушительная и бессердечная. Она не щадит ни 84-летнюю бабушку-инвалида, ни красавицу-маму, директора школы, ни душу ребёнка, ни судьбу. Такие герои книг незабываемы, они составляют честь и славу литературы произведениями А. Неверова, А. Приставкина, Эд. Кочергина, Р. Борецкого и др.





    Анна Амасова

    руководитель издательства «Фордевинд», автор серии книг «Пираты Кошачьего моря»

    Книги, которые меняют мир к лучшему:
    Тут все очень тонко и зыбко. Прямую связь между книгой и «лучшим миром» обнаружить трудно. Это сложный интеллектуально-духовный эксперимент, растянутый во времени на десятилетия, о результатах которого нам вряд ли сообщат. Поэтому я могу лишь сказать, что все фордевиндовские книги создаются с целью изменить мир к лучшему - а иначе зачем бы все это? - но вряд ли могу уверенно гарантировать итог.

    Воспитывать или радовать?
    Во-первых, я думаю, что чтение ничего ребенку не должно: оно кое-что может, но, как в любых личных связях, ее возможности зависят от самого читателя. Во-вторых, объем «предназначений» детского чтения видится мне несколько шире. Наиболее важные - знакомство ребенка с миром, вовлечение в разнообразие эмоций и чувств, пробуждение мечты и возможностей, создание новых интересов и получение опыта человеческих взаимоотношений. Воспитательная функция (скажем, после лет 3-х, когда еще можно по книжкам воспитать временную склонность ложиться вовремя спать или чистить зубы) кажется мне сомнительной, а вот радость - как радость познания, узнавания себя, сопереживания, удивления, открытия нового внутри и снаружи, - я бы даже обозначила это чувство как «удовольствие» - пожалуй, непременное условие для детского чтения.

    Подружилась бы:
    Хм... не так уж много у нас художественных книг... Являясь по совместительству автором серии «Пиратов Кошачьего моря», могу ответственно заявить: для меня важно, скорее, понимать персонаж. Так что, если понимание - половина дружбы, то я, без сомнения, лучший друг каждого, включая негодяев. Другое дело, что без друзей дело не обошлось еще при создании: Вегетарианец, Весельчак, Железный Коготь, Флинт Котес - у всех этих ребят есть реальные прототипы, дорогие и близкие мне люди или память о них.





    Олег Яременко

    руководитель издательства «Серафим и София» («Премудрый сверчок»)

    Книги, которые меняют мир к лучшему:
    Надеюсь, что все.

    Воспитывать или радовать?
    Детское чтение должно помогать ребенку понять мир, а удовольствие или радость от чтения - хорошая реакция на хорошую книгу.

    Подружился бы:
    Из людей - с Алисой, из животных - с котом Томасом.



    Ответы писателей



    Юлия Кузнецова

    детский писатель, автор книг «Выдуманный жучок», «Где папа?», «Сказки про вредин»

    Книги, которые меняют мир к лучшему:
    Сложновато ответить на первый вопрос. Я очень надеюсь, что в каждой книге, мною написанной, для читателей будет что-то важное. Однако, пожалуй, упомяну «Сказки для вредин». Они о том, что любую вредину можно превратить в «не-вредину», если просто отдать ей или ему всю свою любовь и понимание.

    Воспитывать или радовать?
    Детское чтение, как мне кажется, должно увлекать - в неведомые миры, в неизведанные дали, даже если эти миры и дали - у нас внутри. А любое путешествие, особенно во внутренний мир, дарит нам множество открытий, которые необходимо осмыслить. Мне кажется, в этом воспитательная функция детской литературы.

    Подружилась бы:
    Я бы подружилась с бабушкой Женей из повести «Дом П». Она весёлая и сильная. Занимается боксом и никогда не унывает.





    Наталья Волкова

    детский поэт и писатель, автор книг «У меня есть тайный остров», «Картина в папиной мастерской», сборник рассказов «Даша и дедушка»

    Книги, которые меняют мир к лучшему:
    Мои книги - это в основном стихи и краеведческие рассказы о Москве. «Меняют мир» - это очень громкие слова. Я надеюсь, что, может быть, какие-то стихи позволят улыбнуться, задуматься, порадуют или посмешат. Станет ли мир от этого лучше - решать не мне.

    Воспитывать или радовать?
    Мне кажется, не обязательно противопоставлять эти слова. Другое дело, что и радовать, и воспитывать нужно ненавязчиво, талантливо. Так, чтобы никто не мог сказать, например: «Цель этой книги - воспитать отзывчивость». Да, и, наверное, она не всегда должна радовать, возможно она иногда может и огорчать, и заставлять плакать. Самое главное - чтобы она не оставляла равнодушным, чтобы трогала, удивляла. Причем, удивлять она может не только чудесами и превращениями. Талантливо прописанный внутренний мир героев удивляет ничуть не меньше. А если ты, как читатель, чему-то удивился, значит внутри пошел процесс, работа, значит, ты уже стал немного другим, чем был до знакомства с этой книгой. Наверное, это и есть воспитание...

    Подружилась бы:
    Хотела бы подружиться с дедушкой из «Даши и дедушки». Да, он, наверное, слишком хороший, но мне так хотелось бы, чтобы он существовал на самом деле. И я даже верю, что такие дедушки и правда бывают.





    Елена Ракитина

    детский писатель, автор сборника рассказов «Похитители домофонов», сказок «Приключения новогодних игрушек» и «Серёжик»

    Книги, которые меняют мир к лучшему:
    Надеюсь, что все, но в большей мере, конечно, «Серёжик». Я искренне верю, что то САМОЕ ГЛАВНОЕ, которое он узнал, способно изменить к лучшему каждого человека в отдельности, а следовательно, и весь мир в целом. Главное, всегда помнить о том, что не нужно делать другому того, чего не хочешь получить сам.

    Воспитывать или радовать?
    Обязательно радовать. Но радовать - это не значит бездумно смешить.

    Подружилась бы:
    Я уже дружу с ними. И с Мишей Черкашиным, и с Егоркой Синицыным, и конечно с Серёжиком и новогодними игрушками. Только дружба у нас всё же «мамская» - это дружба мамы и детей.





    Алексей Олейников

    детский писатель, автор книг «Приключения рыцаря Эльтарта», «Девочка и химера»

    Книги, которые меняют мир к лучшему:
    Первый вопрос провокационный. Какие мои книги меняют? Или как меняют? Если первый вариант, то хочется верить что все что-то меняют. Если второй вариант - то хочется верить, что заставляют детей чуть более вдумчиво смотреть на мир и на себя.

    Воспитывать или радовать?
    Большей частью радовать, воспитательный элемент никогда не должен быть определяющим.

    Подружился бы:
    Ой, с очень многими! Они мне все нравятся, даже отрицательные.



интервью, книги для детей

Previous post Next post
Up