Третий год подряд проводим отпуск на своих колёсах - на машине (она, правда, намекает усиленно, что уже задолбалась). N любит старушку-Европу, потому по ней и катаемся. Поскольку на тёплое море, Адриатическое или Средиземное, в этом сезоне не насобирали - подались просто смотреть. С заездом на Балтику, в польский Сопот. Моё личное мнение, я уже писал - Балтийское море для купания не предназначено. Очень холодное.
А ещё у нас есть отягчающее обстоятельство - собака. Хоть это и мамина игрушка - "играться" в неё вынуждены все члены семьи. На предложения "оставить дома", "отдать на передержку", "везти самолетом в багажном отсеке" скажу так - гипотетически предложите, например, то же самое Деве Марии проделать с младенцем Иисусом. Надеюсь так понятно.
В этот раз, послушав мои прошлые жалобы на длинные перегоны по 600 - 700 км, N спланировала маршрут так, чтобы ехать по 300 - 400, осматривать промежуточную точку, ночевать (ночь или две, в зависимости от значимости города), и ехать дальше.
Маршрут
простыня текста и под сотню фото под
.
Поехали через погранпереход Бенякони (у малой свежая литовская виза). За пару часов прошли границу, ночевали недалеко от Каунаса, в Марьямполе. Следущий день - перегон на Сопот.
Я к чему про собаку-то помянул - в Сопот мы её на выставку везли, море так, сбоку припёка. Всем мне понравилась страна Польша - люди хорошие, кормят отлично и недорого, страна красивая, но есть у них фишка - дороги.
Не, по качеству претензий никаких. Это либо охерительные автобаны без ограничений скорости (но немножко платные) - они просто офигенны; либо узкие, очень извилистые дорожки, проложенные через населенные пункты - на них не разгонишься, зато есть возможность полюбоваться аккуратной страной и почувствовать себя немножко раллистом. Но всё это скоростное великолепие и сельскую пасторальность убивает напрочь мания поляков строить новые и ремонтировать старые (в целом ещё неплохие) дороги. Т.е. если строительство - то это строительство мега-офигенного автобана на хренадцать полос с путепроводами где-то на уровне 12-го этажа, если ремонт - то ремонт - и то и другое участками километров по 20-30. И ты едешь тихонечко по объезду со скоростью 40-60 км/ч, упершись в жопку какой-нибудь фуре.
И все так едут. Это после того, как ввалил 100-200 км по отличной трассе на скорости 120-140. И стройка новых и ремонты старых трасс - многолетние, мы наблюдали всё то же в прошлом году. Сейчас они просто посмещались на 20-30 км. Но надо отдать должное - везде по Европе о строительствах и ремонтах дорог предупреждается за несколько километров и ограждения/обозначения/направляющие знаки объездов организованы очень толково. Ещё поляки обожают ремонты дорог непосредственно в городах. И это вообще пздц. Едешь ты по навику - он говорит "прямо", а перед тобой "кирпич" и "objazd!". И начинается... Через мать-перемать и полчаса-час конечно приедешь в нужную точку, но нервы мотает жёстко (мне).
Перед Гданьском (город рядом с Сопотом) есть мост через Вислу. Километров за 30. Его в этом сезоне "делают". Работает одна полоса. Чтобы попасть на это мост, мы стояли (ну т.е. двигались по 100 м в 20 минут) больше двух часов. В конце концов я не выдержал и, дав километров 100 крюка - объехал это всё.
По поводу оплаты дорог. В Польше перед началом платного участка сперва стоит предуперждение, мол, скоро платная дорога - и сразу же съезд, если хочешь по бесплатной. Если хочешь по платной - прашам! Подъезжаешь на КПП с кучей шлагбаумов - жмешь пимпку (женщину выняли - автомат поставили!), берешь талон - и полетел. При съезде с платной такое же КПП, но уже с женщинами - даешь талончик
приветливой пани - видишь тут же на табло прайс - платишь (евро или злотыми).
При въезде в Чехию на заправке или в приграничном магазинчике покупаешь т.н. виньетку на определенное количество дней, клеишь на лобовое и катаешься.
Ну и про деньги еще добавлю.
В этот раз ехали и с м/н карточками и с наличными евро. Карточки берут практически везде. Вроде бы перестали жульничать при обмене наличных - т.е. всякие надписи мелким шрифтом исчезли. Просто - чем больше меняешь, тем выгоднее курс. В чешском Брно в обменке с надписью "0 коммишн" поменяли тупо по курсу, вывешенному на окошке.
В Сопоте тусовались примерно неделю. Жили в съемной квартире, заказанной через Букинг. N там уже имеет статус "genius user", через что всякие бонусы и скидки - всё жильё шло через букинг - всё без нареканий, четко и ясно. Сопот небольшой курортный городок, со своим Гранд-отелем (прямо как в кино "Гранд-отель Будапешт"!), вполне симпатичный. Но делать там совершенно нефиг - разве что обойти кафешки да любоваться морем (холодным, бррр!).
Типичный Сопот.
Отдых на Molo.
"Чёрная жемчужина" возит туристов за сундуком Дэви Джонса.
Надпись на Molo - но комменц
Выбор пути полегче.
Снова типичный Сопот
С раритетным "Мерседесом" в прекрасном состоянии.
искупались - и в песке сушимся...
... и сушимся
... и сушимся
А вот и Дэви Джонс!
фото-загадка "найди собаку"
После Сопота курс был на польский же город Познань. Вот там мне понравилось. Ночевали две ночи, осмотрели достопримечательности. Широкая застройка, много воздуха. Лично у меня возникли ассоциации с мелким детством в ГДР. Там же, по месту базирования, спас из унитазной ловушки летучую мышку.
Дом в Познани. Наши окна наверху - через самое маленькое, раскрытое в ночь, и влетела летучая мышь.
Лестница!
Заплыв!
Мышь спасенная на окне.
Кофе-вело-передвижка оригинальной конструкции.
На одной из главных площадей - освежающий фонтан, через который можно пройти по настилу в прохладной водяной взвеси. А по самому фонтану можно бродить и даже искупаться. Чем вовсю и пользуются обалдевающие от жары дети.
Главная площадь Познани.
"Пияльня водки и пива" - популярная сеть алко-баров в Польше. Человек в кадре смотрит на вывеску музея Генрика Сенкевича.
Просто Познань.
Шик и великолепие католического костела. Если б не знал, что костел - подумал бы, что попал в декорации съемок "Индианы Джонса".
Прогресс не остановить! Электронные свечи. Бросаешь монетку - загорается "свечка".
Тоже красота.
Издалека подумал - опа! колесо "Днепра" торчит. А оно вона чо.
Потом путь лежал уже в практически родную Прагу. Заселились в гостиницу, в которой жили с N в медовый месяц в 2004-м. Только теперь к поездам в окно добавились еще и трамваи - окно выходило не во внутренний двор, а на общую улицу :) Шатались по небаянным местам Праги, ужинали каждый день в любимом кабаке, прошлись под дичайшим дождем в центр - наблюдали перед Орлоем вечных японцев (в этот раз с зонтиками), укупили мне и младшому по новой мотокосухе с встроенной защитой локтей и спины. На брата косуха села как влитая, мне пришлось брать 4XL - тройку за пару дней до меня купил "какой-то пан". Хотя с магазом списались заранее, и они специально привезли всю линейку размеров. Придется уширяться :))
Первый кадр в Чехии, автобусное обеспечение приграничного городка.
Вид из окна нашей гостиницы в Праге. Видно и трамвай и поезд и автомобили и пешеходов :)
"Королевство железных дорог" - Чехия в миниатюре. С едущими поездами (некоторые с камерой, вид из которой можно посмотреть на мониторе), автомобилями, сценками из жизни. Масштаб не помню точно, но человечки высотой чуть больше ногтя большого пальца. Сменяется день и ночь. Провели там около трех часов - ходить и рассматривать можно бесконечно.
"Ява"! Хотя в целом на макете мотоциклов незаслуженно мало - при том, что на реальных улицах и трассах их хватает.
А вот так чинят застрявшие составы - через спец дверку заходит вот это дядя немаленьких габаритов и так с ленцой, небрежно, чешет прямо по макету к месту неисправности. Выглядит необычно :)
Пражская телебашня.
А по ней ползут 10 младенцев. Чехи вообще любят оригинальное искусство.
А теперь виды на "макет" настоящий 8))=
В Праге (да и в Брно например) несколько видов трамваев - от очень пожилых (как на снимке), до ультрасовременных. Радует то, что старые лампово-няшечные трамвайчики не распиливают на металлолом, а содержат в отличном состоянии, как снаружи так и внутри. Одно из лиц города, да.
Традиционная прогулка на Староместскую площадь к Орлою под проливным дождем - японцы на месте!
Силу ливня можно оценить, глядя на прицеп.
100500 раз за все годы ходили мимо этой бетонной штуки (мы селимся в этом районе Праги). ДОТ, пошутила N. Данунафиг, сказал я. Вентиляция... Но что-то заело - все это в большом холме и на территории парка. Быстрое гугление привело к неожиданному результату - таки в этом холме находится крупнейшее убежище времен холодной войны на 2000 (или 3000) человек, т.н. бункер Фолиманка (по имени парка). Убежище в полном порядке и раз в месяц в него даже пускают, как в музей. Жаль этот раз был не наш. Т.е. эта бетонная шляпа - явно кусок убежища, и очень похожа тогда на бронеколпак с НП - смотрит как раз на перекресток улиц.
Из Праги мотались в Млада Болеслав (90 км) - на м/н собачью показуху. Симка закрыла интер-чемпиона - высший титул (наконец-то!). Выставочный этап для нее окончен. Т.е. совсем. Теперь нас ждёт вторая часть марлезонского балета (о которой я думаю с крупным внутренним содроганием) - дети.
В том же Млада Болеславе есть музей "Шкоды". К сожалению, мы пришли за минуту до закрытия (после выставки) - парень и девушка, сотрудники музея, в мотоэкипировке, идя к двум "ДрагСтарам" (!) - только развели руками - приходите завтра... А назавтра мы уже ехали в Пльзень - родину моего любимого сорта пива "Pilsner Urquell"...
Симка целиком и полностью зарулила всю чешскую конкуренцию на выставке, через что кобели с хозяйками очень заинтересовались на предмет женитьбы с нашей девочкой.
С судьёй
Награждение "Best of Show"
В музее Шкоды удалось лишь заглянуть в большие витрины с улицы... (на этом фото есть две "Драги"!)
... и уйти несолоно смотревши.
В Пльзени с мелкой (N с собакой не пустили) посетили пивоваренный музей - сердце "Пльзенского Праздроя", испили впервые в жизни нефильтрованного "урквела" прямо там же (от нефильтрованного у меня жестко болит башка), гуляли по городу. Пока мы ходили по музею и подземельям, N осваивала город - в каком-то мотобаре видела группу евробайкеров - все в текстильном экипе, возраст самого молодого лет 47, остальные сильно к 60 - с такими же "старухами".
Пльзень - город, где меня родили мой любимый сорт пива.
Макет пивзавода. 18 лет строил рабочий завода. Говорят - действующий, можно сварить 30 литров пива.
Приблуда для разлива и закупорки бутылок.
Небольшая музейная плантация хмеля. С шышэчками, как положено.
Домой бы такую мебелишку :)
Вот примерно в таком аксепте - весь отпуск.
Декоративный городской пруд. Глубина примерно по колено.
Прямо под бортик приплывают вот такенные рыбы. Она натурально очень большая, в длину сантиметров 60.
Главный храм на главной площади Пльзени.
И снова авангардное искуйство.
Лирическое отступление.
Положа руку на сердце - по большому счету все европейские (ладно, Польша-Германия-Чехия-Хорватия) города в целом одинаковые. Во всех есть "старе място", на котором стоит ратуша + главный храм + куча старинных домов. N ругается, что я не отличаю барокко от готики, а для меня это все уже сливается в усредненный пейзаж из Ведьмака... Не нужно мне это так часто. Мне бы на недельку на Браславы, в деревянный дом с ящиком водки, пива, удочкой да парой добрых собутыльников...
Конец лирического отступления.
Из Пльзени переместились в Брно. Были радушно встречены хозяйкой гостиницы Сильвией (популярное в Брно имя, если кто понял, о чём я), в которой останавливались в прошлом году, обменялись подарками.
Снова гуляли, посетили казематы на Шпильберке, в которые не попали год назад по причине конца рабочего дня. Впечатляет, особенно когда понимаешь, что там была турма для особо опасных. А поверху местные дворяне проживали в щикарных аппартаментах, да-с...
Брно - город, где N 20 лет назад осваивала чешский язык, по межвузовскому обмену студентами.
Прикольный кофейно-мороженный "Тук-тук" на торговой площади.
Замок Шпильберк, на пути в казематы.
Спустились на нижний ярус.
Тюремный коридор. Мрачненько...
Турма...
Юра, ты?! ёкнуло сердце... а, нет...
В Чехии за все время пребывания выхлебал пива литров 20. Странно, но то ли вкусовые рецепторы "забились", то ли у нашего белорусского пива действительно повысилось качество - я почти не чувствую разницы. Нет, она есть, безусловно. Она улавливается на каком-то тонком тактильном ощущении выпиваемой жидкости на языке. Но той громадной пропасти, которая была в 2004-м - уже нет. ИМХО.
И в Чехии и в Польше прекрасно кормят в ресторанах и кафешках. Мы питались так - с утра легкий завтрак - если в гостинице - то шведский стол, если в аппартаментах - то, что сами купили, днем булочка-мороженое, вечером - большая еда в ресторане/кафе. Средний прайс на троих от пуза в общепите с многими пивами или вином - в районе 30 евро. Если без алкоголя - делить на два. Чем дальше от центра - тем дешевле (и душевней, ейбога!). Практически везде пускают с "пейсеком" (с собакой). Правда, наша псина всем своим видом показывает "млять-как-вы-задолбали-с-вашими-прогулками", и при малейшей возможности падает под лавку, притворяется мёртвой и не отсвечивает. В Праге дошло до смешного - поперлись гулять в проливной дождь (ну, так получилось). Симка тупо упиралась, не хотела идти, тянула в сторону гостиницы. Показали переноску - она в нее чуть не на метр от земли пыталась запрыгнуть. Это при том, что в каждом городе так или иначе, на польском и на чешском мы время от времени слышали от детей "ой, у пэйсека нэмае нох" (у собачки нет ножек).
Возвращаясь к еде. Может это лично мой бзик, но у меня появилось некое ощущение, что в заведениях с интерьером а-ля сялянская хата (или корчма) - и порции больше и еда вкуснее. Разговор о странах пребывания. В таком аксепте.
В ресторане Кракова "Хлопске ядло" к заказанной еде бесплатно подают смалец со шкварками и самопеченный хлеб - при нас огромные караваи резали ножом размером с пол-меня. Как в детстве в деревне лет 25 назад. А такого вкусного хлеба я не ел уж не помню сколько...
Из Брно переместились в Краков (Польша). N сняла жилье в 800 метрах от историческо-туристического центра. Владелец флэта - итальянец Сильвио, живущий в Милане. Чтобы получить ключ от хаты - нужно выйти на главную площадь, нырнуть в какой-то трущобный угол и в прокате великов поговорить с чуваком хипстерского вида, который работает на хозяина. Он примет деньги, выдаст ключ, расскажет нюансы. Основная трабла была с парковкой. Т.е. место на улице можно найти. Но парковку нужно оплатить через паркомат - монетами или "картой Кракова". Теоретически - если не оплатишь - положат квитанцию о штрафе, которую при выезде проверить невозможно (очень тягомотно). Но при следующем въезде на границе через год например - можно вляпаться на доп. деньги. Если будешь злостно стоять без оплаты несколько дней - повесят блок на колесо - тут уж без платы штрафа, которую можно произвести в какой-то жопе Кракова, не выкрутишься. А так, напихал в паркомат денег - он тебе на табло пишет время, которое можно стоять. Получаешь чек, кладешь под лобовое - и все. Но пока разобрались - заколебались, честно говоря.
Краков - очень, очень красивый город. Очень много туристов. Очень много достопримечательностей. Совершенно замечательная музыкально-артистическая движуха вечером на главной площади. И кормят хорошо. Всем посоветую, кто еще не был.
Но лично я немного обиделся в это раз. Это я сейчас пишу "немного". А на тот момент просто выключил фотоаппарат и сказал "видал я в гробу этот пафосный город". Уж очень зол был. Видимо, сказалась общая усталость. Я, если больше двух недель в отпуске, да еще с переездами - уже обычно домой хочу, а тут еще были отягчающие обстоятельства.
В общем, гуляли по центру. Температура градусов под тридцать тепла. Собака идти не хочет. Сами тоже малость устали. Присели в уличной кафешке, выпили по бокалу пива - и подались на т.н. Вавель - Самый Главный Королевский Замок, Священная Святыня. Псину погрузили в переноску и закинули мне на плечи. Доперлись до входа в замок. Сфотались. Намереваемся войти - я уточню - это просто уличная территория, ну, как во внутренний двор Мирского замка например - выходит полицай и говорит, мол, пан, с собакой нельзя. Собака (небольшая!) в переноске. На плечах. Всё равное нельзя. В общем, отправил девок, сам сел ждать на бордюрчик. Рядом с таким же чуваком, который караулил велики, с которыми туда тоже не пускают. А еще с рюкзаками большими - при мне двух явных пешетуриков со станкачами не пустили. Видал я ваш Фуфель Вавель, короче. Замок-х*ямок. А еще у них там в парке, окружающем старый город - на каждой третьей лавке валяются полуголые живописные бомжи. Не вру (не фотал, я ж не одуванчик какой). Мало того, что валяются, так еще и нагло требуют денег у шатающегося мимо турья. Короче, пока девчонок с замка ждал, успел накрутить себя. И потом мне уже пофиг был и этот Краков, и площадь еврейских героев, и фабрика Шиндлера...
Вечером сходили на главную площадь, посмотрели-послушали движ ("Гроза" Вивальди на баянах - это нечто!), попырились в сувениры (впечатлился штукам 40 микрошарманок размером со спичечный коробок - с мелодиями типа "Лестница в небо", "Хэй джуд", "Империал марш" и т.п.) - и меня малость попустило.
В Кракове рядом с нами разместился французский молодежный пробег на пожилых, забавно раскрашенных "пыжиках. Их там штук 20 было.
Барбакан
К сожалению с фронтона заснять не удалось - пресловутый польский ремонт улицы на всю улицу сразу.
Велосипед (?) оригинальной конструкции. Панцер бы оценил
Типичный Краков
Главный храм с трубачом на главной площади.
Таких щикарных экипажей около десятка. И что характерно - работают практически без простоев.
Вавель снаружи
... и изнутри.
И еще раз с моста.
Из Кракова ехали на Минск-Мазовецкий (недалеко от Белостока) - там просто ночёвка. По ныненшнему настроению, пожалуй, это было лучшее место базирования. Польская пани лет 50 в этом (или в прошлом) году организовала в деревне небольшую агроусадьбу. Большой деревянный дом а-ля маентак крепкого крестьянина, спокойные отдыхающие поляки - тишина и свежий воздух. Навстречу выбежал натуральный "неизвестный собачий принц" и сразу цапнул Симку - когда его оттянули и отшлепали со словами "Шарык, пся крэв, курва маць!" - всё сложилось - вылитый Полиграф Полиграфыч (фото не будет). Мы с ним потом, ужиная в беседке на улице, вполне себе подружились - прикормив куриными костями. Наша прынцесса, правда все равно шугалась ("что-то я вас боюсь"), но тем не менее. Было хорошо в общем. Единственное место, где я за весь отпуск расчехлил и с удовольствием выкурил трубку.
Дорога домой прошла нормально, разве что на границе в очереди провисели часа 4 - это в пятницу. Народ поехал в Белосток за покупками к новому учебному году...
В целом нормально. Но больше не хочу. Во всяком случае пока.
Хочу на нормальное море, поваляться недельку, чтобы ничего не делать - читать книжку, резаться в "тысячу" или "дурака", пить пиво.
Или на какое озеро (это я выше писал).
И не думать за транспорт и рулежку.
И без "собачьего" балласта.
В таком аксепте (с).
P.S. и немного авто-статистики.
За отпуск намотано примерно 3800 км. Бенза спалено 244 л. Из них белоусского примерно 80 л.
Средний расход составил 6,2 л. Что очень радует, тф-тф-тф. Прям как по паспорту.
Масла чисто профилактически уже в конце (на последней ночевке) долил грамм 200.
Машина при полной загрузке вполне себе спокойно держит 120-130, временами как-бы сама разгоняясь до 150.
Вот только при полной же загрузке на неровностях дико скрипит задняя подвеска.
Ну вот так как-то... Спрашивайте, коли что.