На обратной дороге со сморгонского
пикника заехали в музей Первой мировой войны - усадьбу Забродье в Вилейском районе. Собственно, поездку планировал с
февраля 2014-го. Вот, звёзды сошлись.
Музей частный, хотя пожилые уже основатели (семья Цитович) всячески намагаются прицепить его к государству. Которому это не особенно-то нужно.
Заехали без приглашения-предупреждения, хотя на всех сайтах просят звонить заранее. Ну, в воскресенье понадеялись на авось (удавшийся).
Здание музея ПМВ.
Походив, посмотрев и основательно послушав - огромное спасибо за экскурсию Валентине Петровне (по ПМВ) и Кате (ретро-техника) - основное ощущение: музей ПМВ и всё, что в связи с ним делается (несколько мемориалов, автопробеги и крестный ход по Вилейскому и Сморгонскому районам весной и осенью) - подвижничество в чистом виде. Начатое более 30 лет назад и продолжаемое по сей день.
Экспозиция музея ПМВ расположена в небольшой церковке-часовне (на фото слева), по площади пожалуй, как полторы "большие" комнаты в хрущовке. И в общем, процентов 90 экспонатов выставлялось тогда, в феврале 2014-го на ВДНХ. В плюс к музею на въезде в лес (съезде с основной трассы) расположено реконструированное Цитовичами же воинское кладбище. Строится реплика штабного поезда.
Вообще, в самой деревне во времена оны располагался штаб русской армии и госпиталя. Как говорят музейщики - на чем живём, то как-то в жизнь и вошло, не получилось пройти мимо.
В интернетах наискивается море информации. От себя скажу - люди достойные, великий им почёт и уважение за делаемое дело.
Фото по качеству так себе, ну, что есть.
Постройка реплики штабного-санитарного поезда.
Внутри музея.
Реконструированное кладбище.
Помимо музея ПМВ, видимо для самоокупаемости и привлечения посетителей, в усадьбе есть действующая 200-летняя баня (возле которой нас, после-пикниковых напоили водой из скважины, по вкусу и температуре ничуть не хуже воды из карпатского ручья), нечто вроде кемпинга, отдых в антуражных условиях, музей ретро-техники, готовится "веранда СССР".
Небольшая часть экспозиции авто-техники. Практически всё снимается в кино, поэтому вид имеет в основном не глянцевый, а вполне рабочий.
Биплан с двигателем от ИЖа вроде бы - чтобы винт крутился.
Знаменитую "Фантазию" наследники изготовителя выставили на продажу. Надеются, что в Забродье её увидит больше потенциальных покупателей. Хотят 5000 $.
BMW вроде как настоящий. Основная мото-экспозиция из что-то там двух десятков экспонируется где-от по РБ под названием "Папины игрушки"
Говорят, самая ценная находка: поднятый несколько лет назад из земли NSU времен второй мировой.
Автомобиль-самоделка "Брест-1".
ЗИС-полуторка, настоящая.
И её реплика, для убивания в кино.
Труп редкого автобуса.
Вросший в землю 157-й. Вместе с автобусом они стоят просто на отшибе.
Кусочек веранды СССР.
http://zabrodje.com/ - оф.сайт с контактно-географической инфой, прайсом на услуги (кстати, рекомендую ознакомиться, чтобы потом не было мучительно больно).
https://new.vk.com/zabrodye - группа в ВК с разнообразными фото и видео-материалами.
По итогу скажу так. Гражданам, так или иначе, глубоко или не очень интересующимся темой ПМВ - особых откровений от экспозиции не ждите. У нас в школе был музей Великой Отечественной - по наполненности примерно так же (а фиг ли - столько лет прошло). Однако стоит посетить Забродье, чтобы как минимум отдать дань уважения людям, самоотверженно и чуть ли не единственным в стране сохраняющим память о Первой мировой и её участниках. Опять же - местность. Там например в каждом дворе металлические арочные перекрытия из укреплений 100-летней давности. Возле часовни скромно в кустиках стоит наблюдательный бронеколпак. А пару км в сторону - и не счесть укреплений и позиций.
Т.е. углубленно стоит спланировать маршрут по местам линии фронта + посещение музея. Вроде как в ноябре там даже движуха с реконами и так дальше.
Упоротым любителям авто-мото-истории - не советовал бы. Ну, или в качестве нервной встряски - можно. Т.к. напоминает пресловутую "Красинцовку" в миниатюре. Это по честному.
Остальным же, желающим приятно провести день на свежем воздухе и красивой природе + посмотреть/пощупать ретро-корчи + немного прикоснуться к более далекой, чем Великая Отечественная, истории - посещение однозначно рекомендовано и даже показано. Главное - не прощелкать съезд с трассы.
В таком аксепте (с)