В определенном смысле плагиат и в искусстве, и в науке, и в общем неизбежен и даже полезен. Тому подтверждением и хорошо известная фраза Исаака нашего Ньютона про стояние на плечах гигантов (If I have seen further it is by standing on ye sholders of Giants), и степень воздействия на окружающий мир одной
британской группы или, скажем, вообще все творчество
самого знаменитого плагиатора мирового
кинематографа. Да и куда деться от повторения уже сказанного, написанного, спетого? Различные формы человеческого самовыражения существуют уже слишком давно, чтобы можно было придумать что-то принципиально новое (опустим пассажи про прибитые к брусчатке яйца и короны из стилизованных МПХ).
Вот Хорхе Луис Борхес, не самый последний человек в литературоведении, утверждал, например, что все сюжеты сводятся всего к четырём вариантам:
- О штурме и обороне укреплённого города (Троя)
- О долгом возвращении (Одиссей)
- О поиске (Ясон)
- О самоубийстве бога (Один, Аттис)
К четырем - не к четырем, но сюжетов, конечно, ограниченное количество. Да и музыкальных нот, например, всего семь. Так что приходится признать, что определенные повторы неизбежны. К тому же Капитан может сообщить, что талантливый повтор: 1) никогда не является тупой калькой; 2) не скрывается автором от публики; 3) всегда приводит к появлению чего-нибудь нового, самоценного. Многие ли знают, например, что
Фредди со товарищи вдохновлялись творчеством безусловно культовых, но несравнимо менее известных
братьев Маэлов? И может ли это знание помешать кому-нибудь продолжать любить Queen? Не думаю ©
Но вот российский (или, если угодно, русский) рок в плане копипиздинга, конечно, является абсолютным чемпионом всех категорий. Наше все БГ ™ в свое время тырил у Боуи и Костелло не только музыку, но и тексты, и стиль реагирования. Однако, оставался и остается величиной самодостаточной и достойной уважения. В том числе и потому, что никогда такого плагиата особо не скрывал (хотя и не афишировал, конечно).
Итак, все это понятно и объяснимо. Но тупо слямзить произведение, причем не один раз, сделать себе на этом карьеру и деньги без указания авторства - такое поведение считаю постыдным и недостойным. Долго негодовать не стану, предлагаю просто послушать следующие три вещи:
1) Styx, 1979 год:
2) Наутилус-Помпилиус, 1992 год:
3) Юрий Лоза, 1982 год (релиз в 1988 г.)
Довольно примечательно, что глубоко мной уважаемый Юрий Эдуардович позаимствовал у не самых популярных в России Styx сразу и образный ряд (Boat on the river / Маленький плот), и музыкальную канву. Да и Вячеслав Геннадьевич обещает счастье на берегу водной глади. Хотя хочется, конечно, верить, что так оно все случайно вышло. Музыкальных нот ведь, напомню, всего семь. А сюжетов и вовсе четыре.
Будьте здоровы и счастливы!