Итак, Ереван. Он по-прежнему близкий, гостеприимный и душевный. Языкового барьера нет, тебя понимают, общение свободное. Русская речь повсюду, наших много - можно различить и туристов, и тех, кто приехал надолго.
Степанаван стоит посетить. Выгодно отличается от многих населенных пунктов хотя бы тем, что основная часть его населения может назвать себя коренными, а это значит, могилам их предков на местных кладбищах уже 200 лет. Знаете, когда ты 200 лет живешь на одном и том же месте, у тебя вырабатывается мышление, отличное от тех, кто после деда знает сразу прародителей Адама и Ноя.
В 5 км от Степанавана - крепость Лори-берд, Х век. Построил Давид Безземельный, царь из местной династии Кюрикянов, родственной династии Багратуни. В Англии был Иоанн Безземельный, в Армении - Давид. Только, в отличие от своего английского коллеги, Давида Безземельным назвали в шутку: во время своих походов он доходил до Гандзака и до Ани, вел активную агрессивную политику. Воевал как с остатками арабских завоевателей, так и со своими родственниками.
В начале семнадцатого века армянские купцы из Джуги, на юге Армении, бежали на территорию нынешнего Степанавана от насильственного переселения, сургуна, организованного персидским шахом Аббасом. Они основали поселение в местечке Чечманис. Затем, в конце восемнадцатого века, одновременно, прибыли на территорию поселения армянские купцы из Западной Армении, из Карса, и армянский князь, мелик, Давид, сын Джалала, из княжеского арцахского рода Гасан-Джалалянов. Армянские купцы перебрались после подписания Георгиевского трактата (1783 г.), а армянский князь Давид ушел из своих владений, поскольку узнал, что персидский шах Каджар планирует поход на Тифлис через его, Давида, земли. Воевать с Каджаром Давид не мог - разве что вести партизанские действия. Поэтому он решил переселиться.
На месте современного Степанавана он, в 1805 году, он "заново" основал населенный пункт. Пастухи-турки, кочевавшие на армянских пастбищах, прозвали поселение "Джалал-оглы", "сын Джалала". Так оно и осталось до 1924 года, когда город (получил статус города в 1919 г. постановлением дашнакского правительства, в советское время, повторно, в 1938 году) был переименован в Степанаван, в честь революционера Степана Шаумяна, женатого на Екатерине, дочери местного аптекаря, Тер-Григоряна. Шаумян, кстати, перевел "Капитал" с немецкого на армянский, часто бывал у Ленина за границей, и коммунизм рассматривал как средство для достижения армянских национальных целей.
Побывал в Степанаване и Пушкин, здорово напутавший с географическими названиями (видно, что "Путешествие в Арзрум" больше писалось по памяти, чем по дневниковым записям). Счастье, что в описаниях Александр Сергеевич оказался точен, и теперь хорошо известно, что легендарная встреча "солнца русской поэзии" с телом Грибоедова произошла на на горном перевале, а на въезде в нынешний Степанаван, со стороны Дзорагетского ущелья.
Отметился в Степанаване и Горький. А Денис Давыдов, вообще, участвовал в постройке крепости, которая была разрушена в 1860-х.
Из знаменитых армян побывал в Степанаване полководец Андраник, а "поэт всея армян", Ованнес Туманян, начальное школьное образование получил в первой степанаванской школе для мальчиков и девочек, что для 1879 года было для Армении редкостью.
Еще примечателен Степанаван тем, что жили в нем, во взаимном согласии, кроме армян, армяне-католики, русские и украинцы - потомки русских солдат и офицеров, попавших в Северную Армению после 1828 года, ссыльные поляки (после 1864 г.), евреи, езиды (курды-огнепоклонники).
Так что, не в пример многим населенных пунктам Армении, многие из которых статус города получили только в девяностые года ХХ века, история у Степанавана насыщенная и довольно своеобразная.
В 5 км от Степанавана - крепость Лори-берд, Х век. Построил Давид Безземельный, царь из местной династии Кюрикянов, родственной династии Багратуни. В Англии был Иоанн Безземельный, в Армении - Давид. Только, в отличие от своего английского коллеги, Давида Безземельным назвали в шутку: во время своих походов он доходил до Гандзака и до Ани, вел активную агрессивную политику. Воевал как с остатками арабских завоевателей, так и со своими родственниками.
В начале семнадцатого века армянские купцы из Джуги, на юге Армении, бежали на территорию нынешнего Степанавана от насильственного переселения, сургуна, организованного персидским шахом Аббасом. Они основали поселение в местечке Чечманис. Затем, в конце восемнадцатого века, одновременно, прибыли на территорию поселения армянские купцы из Западной Армении, из Карса, и армянский князь, мелик, Давид, сын Джалала, из княжеского арцахского рода Гасан-Джалалянов. Армянские купцы перебрались после подписания Георгиевского трактата (1783 г.), а армянский князь Давид ушел из своих владений, поскольку узнал, что персидский шах Каджар планирует поход на Тифлис через его, Давида, земли. Воевать с Каджаром Давид не мог - разве что вести партизанские действия. Поэтому он решил переселиться.
На месте современного Степанавана он, в 1805 году, он "заново" основал населенный пункт. Пастухи-турки, кочевавшие на армянских пастбищах, прозвали поселение "Джалал-оглы", "сын Джалала". Так оно и осталось до 1924 года, когда город (получил статус города в 1919 г. постановлением дашнакского правительства, в советское время, повторно, в 1938 году) был переименован в Степанаван, в честь революционера Степана Шаумяна, женатого на Екатерине, дочери местного аптекаря, Тер-Григоряна. Шаумян, кстати, перевел "Капитал" с немецкого на армянский, часто бывал у Ленина за границей, и коммунизм рассматривал как средство для достижения армянских национальных целей.
Побывал в Степанаване и Пушкин, здорово напутавший с географическими названиями (видно, что "Путешествие в Арзрум" больше писалось по памяти, чем по дневниковым записям). Счастье, что в описаниях Александр Сергеевич оказался точен, и теперь хорошо известно, что легендарная встреча "солнца русской поэзии" с телом Грибоедова произошла на на горном перевале, а на въезде в нынешний Степанаван, со стороны Дзорагетского ущелья.
Отметился в Степанаване и Горький. А Денис Давыдов, вообще, участвовал в постройке крепости, которая была разрушена в 1860-х.
Из знаменитых армян побывал в Степанаване полководец Андраник, а "поэт всея армян", Ованнес Туманян, начальное школьное образование получил в первой степанаванской школе для мальчиков и девочек, что для 1879 года было для Армении редкостью.
Еще примечателен Степанаван тем, что жили в нем, во взаимном согласии, кроме армян, армяне-католики, русские и украинцы - потомки русских солдат и офицеров, попавших в Северную Армению после 1828 года, ссыльные поляки (после 1864 г.), евреи, езиды (курды-огнепоклонники).
Так что, не в пример многим населенных пунктам Армении, многие из которых статус города получили только в девяностые года ХХ века, история у Степанавана насыщенная и довольно своеобразная.
Reply
Reply
Leave a comment