Один продавец книг на тбилисской «блошке» в ответ на мою нерешительность (покупать или не покупать сборник очерков о Военно-Грузинской дороге за 50 лари) сказал так: «Мысли приводит в порядок наше грузинское вино. После первого бокала становится хорошо. После второго появляются правильные мысли. После третьего приходит время песен».
Вина с собой у него не было, разобраться с моими мыслями не удалось, и я ушла без книги.
Но со сказанным согласна. И в Грузии пила вино при каждом удобном случае.
Самым-самым стала поездка на винодельню Iago’s Wine к
Яго Битаришвили и его супруге
Марине Куртанидзе.
Неподалеку от Мцхеты, в селе Чардахи, что в Мухранской долине, живет винодел Яго Битаришвили.
Он продолжает винодельческие традиции своих предков. На двух гектарах Яго выращивает картлийский автохтонный сорт белого винограда Чинури и создает из него одноименное белое вино по древней технологии - в квеври, кувшинах из глины.
Проект стал коммерческим в 2003 году.
Масштабы производства небольшие, всего 5000 бутылок в год вина Чинури, и купить его в магазинах невозможно.
Большая часть вина отправляется на экспорт в Европу. И в этом случае не в магазины, а в рестораны.
В 2016 году вино Чинури 2007 года
появилось в лондонском отеле "Ritz".
Часть вина остается на винодельне, чтобы его могли купить приезжающие в хозяйство гости.
В современном виноделии Грузии уживаются и тысячелетние местные обычаи, и классические европейские технологии производства.
По мнению ученых винодельческим традициям на территории Грузии около 8000 лет - об этом свидетельствуют находки археологов. И когда говорят о традиционном для Грузии способе производства, имеются в виду вина, сделанные в квеври - глиняных сосудах конусообразной формы, закопанных в землю (в Западной Грузии их называют «чури»).
В Грузии этот метод называют «кахетинской технологией». Собранный виноград давят, сохраняя в целости косточки, и помещают массу в идеально чистый квеври вместе с мезгой и гребнями. В европейской классической традиции виноградный сок и мезгу отделяют друг от друга почти сразу при производстве белых вин, и оставляют вместе лишь на некоторое время, когда делают розовые и красные вина.
В период бурного естественного брожения вино в квеври перемешивают несколько раз в день деревянными палками.
После окончания брожения кувшины герметично закрывают на 5-6 месяцев. Все это время вино настаивается вместе с мезгой и гребнями при постоянной температуре около 14-15 градусов - стабильность сохраняется благодаря нахождению сосудов в земле (или в специальных помещениях с неизменной температурой).
Весной квеври открывают - чистое прозрачное вино оказывается в верхней части сосуда, а осадок опускается на дно.
Готовое вино отбирают из емкости, а мезгу с гребнями прессуют - они еще пригодятся: сначала пойдут на чачу, а потом станут удобрением для виноградника. Чистить квеври приходится залезая внутрь закопанного в землю кувшина через горлышко.
«Вот почему нам надо быть худыми», - смеется Яго, рассказывая об этом.
Метод производства вина в квеври признан ЮНЕСКО важной составляющей нематериального культурного наследия человечества.
Во многих странах когда-то делали вина подобным образом, но считается, что только в Грузии традицию сумели сохранить в первоначальном виде.
Самый древний найденный квеври относят к шестому тысячелетию до нашей эры.
Вина из квеври получаются терпкими, экстрактивными, с плодово-фруктовыми ароматами и смолянистыми тонами.
Они сильно отличаются от европейских вин, у которых, как правило, вкус ровнее и не такой терпкий. Белые вина, изготовленные по кахетинской технологии, даже по цвету отличаются от европейских - они темнее, ближе к золотисто-янтарным оттенкам, в Европе их называют «оранжевыми».
Такой цвет вино приобретает из-за длительного настаивания с мезгой и гребнями.
Вина по европейской технологии в Грузии тоже делают, конечно.
Первым в стране этот способ производства в начале XIX века ввел в оборот Александр Чавчавадзе - отец Нины Чавчавадзы, жены Александра Грибоедова. В своей усадьбе в Цинандали Александр Чавчавадзе построил первый в Грузии винзавод и стал основоположником промышленного виноделия.
В Грузии всегда любили белые сухие вина, но в советское время были больше известны красные полусладкие.
Говорят, что киндзмараули и хванчкару жаловал Сталин. В последние годы растет популярность красных сухих вин, особенно из Саперави, короля среди более чем пятисот произрастающих в Грузии сортов, но и природно-полусладкие продолжают делать. Ответственные производители не добавляют в вино сахар, естественная сладость присутствует в них благодаря высокой сахаристости ягод и особенностям технологии сбраживания, которое из-за холода идет медленно, останавливается благодаря тому же холоду, и оставляет в вине достаточное количество естественной глюкозы.
На винодельне Яго Битаришвили делают сухое белое вино Чинури, сухое красное Саперави и чачу (не пропадать же мезге).
Вино биологическое, винодел не допускает агрессивного вмешательства в процессы, создавая натуральное вино по древней технологии в соавторстве с природой. Не используются ни пестициды при выращивании винограда, ни консерванты при производстве вина.
Из марани - винохранилища, с закопанными в землю глиняными квеври, некоторым из которых около 300 лет, наша компания переместилась за столы, оказать уважение грузинскому застолью - Супре.
Угощали нас шашлыками, чахохбили (курица в соусе), хачапури, сыром, свежими и маринованными овощами, и, конечно, вином.
Начали с белого Чинури, продолжили Саперави, завершили чачей (желающие).
И все сопровождали тостами - за Грузию, Россию, дружбу, мир, любовь и гостеприимных хозяев.
Добрые слова. И пусть все сказанное за тем щедрым столом сбудется.
За организацию поездки на винодельню Iago’s Wine Яго Битаришвили благодарю краснодарскую туристическую компанию
"Веселый турист" и
туроператора "Атон".