Об исторических событиях можно рассказать так, что читатель (рядовой, не историк) заскучает от монотонного заумного повествования и холодных цифр и отложит книгу после десятка страниц. Навсегда.
А можно по-другому - живо, увлекательно, проводя параллели с современностью, тем самым делая происшедшее давным-давно близким и понятным.
Так поступил Альберто Анджела - итальянский палеонтолог, археолог, писатель и телеведущий.
В своей книге «Один день в Древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы», он превратил читателя в тайного наблюдателя римской жизни.
В один из дней 115 года нашей эры, во времена правления императора Траяна, когда Рим, по мнению автора «переживал эпоху наивысшего могущества и, возможно, наивысшей красоты», в период, когда Римская империя простиралась от Шотландии до границ Ирана, и от Сахары до Северного моря, вслед за автором читатель оказывается в столице империи - в домах римлян, на улицах города, в храмах и школах, на форуме и рынках, в суде, на казни преступников и боях гладиаторов в Колизее, на пирах элиты и «за столами» бедняков.
Римский modus vivendi («способ существования») - способ строительства, манера одеваться, есть, общаться в семье и с посторонними, четкая система законов и общественных правил - в нем Альберто Анджела видит секрет долголетия Римской империи и влияния на развитие всего человечества. И об этом римском «способе существования» он рассказывает в своей книге.
Мне тема Рима всегда была интересна, а с некоторых пор особенно (практические соображения), поэтому не только читала, но и делала для себя пометки.
Интересуетесь Римом? Тогда заглядывайте под кат.
Рим эпохи императора Траяна - город по тем временам огромный, его население достигало полутора миллионов человек.
Город, где встречались разные культуры и верования, тогдашний «плавильный котел».
Провинциалов он пугал. Слишком шумный, легкомысленный, эксцентричный, наполненный проходимцами и нацеленный на прибыль. Тем же, кто в Риме родился или жил давно, город виделся «полным жизни и веселья» (по словам Марциала).
Различия между людьми определял их статус, ты или римский гражданин, или чужеземец (peregrinus), или раб.
Рабы по римскому закону относились к разряду вещей, а их труд был основой римской экономики.
В императорском Риме мирно сосуществовали разные религии - наравне с богами римлян (Юпитер, Юнона, Минерва, Марс, Венера, Диана, Бахус, Меркурий и т.д.) в ходу были «чужеземные» божества, импортированные с завоеванных земель: Исида из Египта, Кибела с территории современной Турции, Митра из Персии. В простонародных кварталах были небольшие христианские общины - около пятидесяти лет до этого они подверглись гонениям при Нероне и пока не оправились.
В Риме было и несколько синагог - много евреев перебралось в Рим после разрушения Иерусалима императором Титом в 70-е годы нашей эры.
Позже, при императоре Константине, христианство выйдет на первый план, и оттеснит все остальные религии в сторону.
А пока прагматичные римляне радушно принимали все культы, и каждый мог верить, во что хочет, но с одним условием: приносить также жертву во славу императора, посещать обряды в его честь и признавать его абсолютную власть. Ранние преследования христиан связаны как раз с тем, что они отказывались признавать божественность Нерона и участвовать в императорских культах.
Новые верования были более открытыми в отношении женщин, чем холодная официальная римская религия, которая являлась делом исключительно мужским. Иноземные религии проникали в семьи, а там их проповедниками становились женщины, благодаря их роли в воспитании детей.
Первой ступенью обучения в Риме были начальные школы - детей собирали в группы в лавках или на улице. Если у родителей были деньги, то подростки продолжали учебу, изучая грамматику, латинскую и греческую литературу. Знание греческого языка во многом определяло статус, принадлежность к благородному сословию. Римляне считали Грецию подлинной родиной культуры античного мира, а себя - сыновьями и наследниками этой великой цивилизации.
Состоятельные юноши продолжали учиться, овладевая правилами красноречия, готовя себя к публичной карьере.
Средняя и высшая школы располагались уже «не в пыли», как школа начальная, а в домах учеников или в специальных аудиториях.
Дом богача (domus) был отстраненной от улицы маленькой крепостью без окон (лишь иногда в верхней части дома оставляли небольшие окна). В таких домах имелись атриумы без крыши - через незащищенные крышей пространства в дом поступали свет и вода во время дождей. Вода собиралась в центре зала в бассейне (имплювий), и отводилась в подземные резервуары. В богатые дома вода подводилась и из акведуков - персональный водопровод был редкой привилегией, следствием полезных связей и знакомств. Благополучному римскому семейству принадлежало от пяти до двенадцати рабов (а некоторые семейства владели сотнями рабов). Самый надежный раб спал перед дверью хозяина. Обстановка в доме была скудной, яркости добавляли фрески на стенах. В шкафах хранили хрупкие и ценные предметы - стеклянные бокалы, кубки, весы. Одежду складывали в деревянные сундуки. Золото, документы, купчие на дощечках или папирусе хранили в сейфах - сундуках с хитрыми замками.
Рим дал миру современную городскую застройку.
Инсулы - небоскребы Античности, многоэтажные римские дома (от латинского «insula» происходит современное итальянское слово «isolato», обозначающее целый изолированный квартал). В Рим прибывало все больше людей со всей империи, требовалось больше жилья, поэтому город рос ввысь - до шести этажей плюс мансарда (она уж гарантированно была незаконной частью построенного дома). Чем выше этаж, тем беднее его жильцы. Наверх без лифтов тяжело подниматься, чем выше этаж - тем ненадежнее построено жилье и больше риск, что случится обрушение, спуститься в случае пожара сложнее, а живущих под крышей заливали дожди.
На верхних этажах жили слуги, учителя, мелкие ремесленники, каменщики носильщики, поставщики товаров в лавки и на рынки. Ниже - чиновники города. Еще ниже располагались предприниматели, разбогатевшие торговцы, застройщики, работающие в тесном контакте с императорской или сенатской властью. Порядок в доме поддерживали рабы, они же носили в дома воду. Места мало, обжиты были даже лестничные площадки. Чем выше этаж, тем теснее и грязнее квартира.
Окна на верхних этажах не застекляли, просто закрывали кусками кожи, полотном или деревянными ставнями.
У каждой инсулы был владелец. Но арендную плату собирал не он, а профессиональный администратор - он заботился о содержании дома и искал жильцов. Администратор платил владельцу только за аренду дорогих престижные квартир второго этажа, а плату за остальные квартиры забирал себе. Каждые полгода арендные договоры перезаключались и многие оказывались выброшенными на улицу в поисках нового крова.
Смысла проводить много времени дома у римлян не было, поэтому они направлялись в город, на форум, в термы или еще куда.
Можно было пойти понаблюдать за процессом в суд, в базилику Юлия - там проходили великие процессы, но и мелкие дела рассматривались, ведь в Риме было принято обращаться в суд по малейшему поводу. Коллегия судей (центумвиры, их сто восемьдесят) делилась на четыре зала, в которых шли заседания. В каждом зале был претор (председатель заседания), сорок пять судей, истец и ответчик со своими адвокатами. А за спинами участников собирались зрители - простой народ, обожающий следить за прениями в судебных заседаниях, как за увлекательными спектаклями. Заседания, начавшиеся утром, могли закончиться на закате. Если не нравились выступления адвокатов в одном зале, публика перебиралась в другой зал. Адвокат не импровизировал, он следовал плану, составленному заранее. Тщательная предварительная подготовка - методика многих крупных адвокатов Римского форума. Адвокаты строили фразы, выбирали слова, тон, ставили голоса и следовали Цицерону, который говорил, что искусство оратора складывается из трех элементов: умения взволновать, усладить и убедить. И создавали эффектные сцены. На удачные выступления публика реагировала аплодисментами, криками и свистом (первый ряд зрителей, подкупленная адвокатом «клака» не в счет, они шумели за деньги). Шумный успех у зрителей оказывал психологическое давление на судей и влиял на вердикт.
О любви римлян к зрелищам все знают благодаря Колизею.
В его «расписании» были «звериные травли», публичные казни преступников и гладиаторские бои.
За четыре с половиной столетия работы Колизей успел стать местом, где количество смертей на единицу площади самое высокое в мире. По некоторым оценкам на этой арене лишились жизни около миллиона человек.
Мужчины при Траяне носили туники, богачи поверх туники надевали тогу - ее могли носить только римские граждане. Штаны носили только легионеры. В этот период римской истории было принято ходить бритым, иначе тебя не поймут, - если только ты не солдат и не философ. Женщины тоже носили одеяния, похожие на туники. Женская одежда была ярче мужской, украшена вышивкой. Богатые римлянки носили причудливые прически или парики. Волосы для светлых и рыжих париков привозили из Германии, черные - из Индии. Парики надевали вечером на пиры.
Большинство римлян были простыми людьми, непритязательными в еде. Влиятельное меньшинство позволяло себе роскошные ужины, длившиеся часами, с семью переменами блюд. Такие пиры были частью образа жизни богатых римлян.
В гости приглашали чаще не из-за желания побыть в компании, а из политических соображений и ради престижа.
Римская кухня эпохи Траяна напоминает индийскую и ближневосточную.
Блюда сдобрены приправами, пряностями и специями. На практике широкое использование пряностей и специй в римской кухне незаменимо для того, чтобы перебивать запах мяса (и рыбы) «с душком».
Неприятная, но неизбежная реалия в мире без холодильников и консервантов.
Римляне предпочитали мягкие блюда хрустящим (например, мясо перед жаркой отваривали).
Греки, всегда считавшие отварное мясо слишком простой пищей с пренебрежением называли римлян «поедателями вареного мяса», то есть грубым народом.
Мясо - один из фаворитов римской кухни: его не только жарили на решетке и на шпажках, но и рубили на фарш и ели с разными начинками в виде котлет и биточков. Либо набивали мясными обрезками и требухой свиные кишки - это, по сути, не что иное, как колбаса. В императорском Риме можно было найти хорошо знакомое нам блюдо - колбаску luganiga (или lucanica, луканская колбаска, как ее называют римляне). Ее готовили из рубленой копченой говядины или свинины, смешанной с разными пряностями - кумином, перцем, петрушкой или чабером. В фарш добавляли свиной жир и орешки пинии. Результат - настоящее лакомство…
Другое знакомое блюдо - фуа-гра, гусиная печень: ее высоко ценили уже в античном Риме.
Среди тогдашних продуктов нет привычных для современной итальянской кухни помидоров, крупной фасоли, кукурузы, шоколада. Все это будет открыто в Новом Свете благодаря Колумбу. Моцареллу римляне тоже не знали, ибо ее делают из молока азиатской буйволицы, которую в Италию еще не привезли. То же самое касается баклажан, которые получат распространение в средние века благодаря арабам. В отсутствие помидоров и моцареллы никто пока не изобрел пиццу. Нет еще спагетти и других макаронных изделий, которые распространятся в Италии, начиная с эпохи Средневековья.
Конечно, вино. По мнению Плиния Старшего и Горация, лучшее из всех - фалернское, производящееся на севере Кампании. Марциал предпочитает альбанское вино, родом из тех самых мест к югу от Рима, где сейчас делают знаменитое вино «Кастелли-Романи». Гораций продолжает список, добавляя также каленское (вино для богачей), массикское и цекубское, производившееся неподалеку от Фонди на юге Лация, которое поэт считает «щедрым и крепчайшим».
В блюда добавляли шафран, перец, кумин, имбирь, гвоздику, семена кунжута, душицу, шалфей, мяту, можжевельник. Были популярны финики, изюм, гранаты, орешки пинии, разные виды зеленого салата, дикая спаржа, репа, капуста, нут, чечевица, горох, бобы, разнообразные виды хлеба. Из мяса больше всего ели свинину, а рыба была дорогой - в два-три раза дороже мяса. В пищу шли разные птицы - от дроздов до фламинго, от журавлей до попугаев.
На рынках был большой выбор улиток, устриц, раков, омаров, креветок.
В начале римской истории питались в основном чем-то вроде каши - puls - с яйцами, оливками и кислым сыром. К этому прибавлялось большое количество бобовых и овощей. Мясо было редкостью, большее распространение имели свинина и курятина. Ведь до III века до нашей эры было запрещено забивать и употреблять в пищу коров и быков, которые могли использоваться только для полевых работ и жертвоприношений.
Позднее завоевания принесли с собой новые веяния и новые продукты.
Итак, затянувшийся римский пир окончен. А после него вернуться бы домой живым, ведь ночной Рим был небезопасен.
Как писал Ювенал, «ты мог бы прослыть беспечным, если бы пошел в гости на ужин, не составив завещания»…
Таким, по мнению Альберто Анджела, был Рим во времена правления императора Траяна.
Но все мои пометки получились информационными, не слишком живыми.
За бортом остались многие жизненные ситуации и истории, описанные в книге.
Например, утро в доме богача, рынок рабов, рождение наследника одного из римских граждан, прогулка по Римскому форуму или казнь ростовщика в Колизее.