Один «очаровательный» роман и два спектакля

Jan 05, 2017 12:53

Виктор Лихачев в романе «Ангелы уходят не прощаясь» назвал «Мастера и Маргариту» Михаила Булгакова «очаровательным романом». В том смысле, что столько людей им соблазнилось и оказалось очаровано.
И популярность его не падает. Читатели читают, исследователи спорят, режиссеры снимают фильмы/сериалы или ставят в театрах. И экранизации, и театральные постановки «Мастера и Маргариты» всегда оказываются под пристальным и часто беспощадным вниманием зрителей и критиков.
Поэтому любого, кто берется за переложение романа для экрана или сцены, можно назвать смельчаком.





В Краснодаре булгаковский роман стал основой театральных постановок дважды: в 1994 году Рудольф Кушнарев в Краснодарском академическом театре драмы им. Горького поставил «Евангелие от Воланда», в 2016 году Александр Мацко в Музыкальном театре поставил балет-фантасмагорию «Мастер и Маргарита».

Первой театральной версией романа Булгакова в мире стал спектакль «Мастер и Маргарита», поставленный в 1977 году в Театре на Таганке Юрием Любимовым - и он до сих пор в репертуаре театра. «Евангелие от Воланда» помоложе, но тоже считается рекордсменом - больше четырех сотен спектаклей, двадцать два года на сцене, до сих пор собирает залы.
Конечно, в двух часах сценического времени роману Булгакова не уместиться. В «Евангелие» включили несколько ключевых сцен, никакого увлечения дьявольщиной, и лишь с упоминанием о бале Сатаны. «Евангелие от Воланда» - философский спектакль о вечном противостоянии света и тьмы, и о двух мирах, разделенных двумя тысячами лет, но во многом схожих.




Всего шесть актеров играют двенадцать ролей, каждому по паре.
Воланд и Афраний достались Олегу Метелеву. Это сейчас, а когда в 1994 году история «Евангелия от Воланда» только начиналась, тот же Олег Метелев играл Иешуа и Мастера. Переход от Иешуа к Воланду - метаморфоза вполне в духе Булгакова. Роли Иешуа и Мастера исполняет Арсений Фогелев, Маргариты и Клавдии Прокулы (супруга Пилата, персонаж больше для симметрии, на мой взгляд) - Евгения Белова, Понтия Пилата и профессора Стравинского - Александр Катков, Ивана Бездомного и Левия Матвея - Александр Крюков, Каифы и Берлиоза - Станислав Гронский.




Небольшой зал и близость к сцене создают ощущение сопричастности происходящему на сцене, подобие доверительного разговора. Основные элементы сценографии - зеркала и шахматная доска. Шахматная доска стала символом борьбы добра и зла, причем одна из битв происходит на глазах у зрителя. Подвижные зеркала на черном фоне создают мистическую атмосферу, с их помощью происходит смена места действия - Ершалаим, Патриаршие пруды, сумасшедший дом.
Зеркала как бы соединяют разные миры, в них же зрители видят самих себя, становясь частью постановки.




Премьера балета-фантасмагории «Мастер и Маргарита» в Музыкальном театре состоялась в 2016 году.
Балет? Возможно ли? Оказывается, да. На мой взгляд, постановка удалась, получилась яркой и масштабной, но восприятие требует труда из-за постоянного мысленного соотнесения происходящего на сцене с булгаковским текстом, и без знания литературной основы зрителю придется трудно.

Интересно именно видение постановщика Александра Мацко, который с уважением отнесся к тексту-первооснове, сумел втиснуть почти все основные эпизоды романа, сумев сделать сцены равноценными, не выпячивая свое отношение.

По словам Александра Мацко, подготовка была длительной - думали над костюмами, сценографией. Мацко признается, что сдержал себя, не сделал сцену с примусом и пожаром, где все должны были летать. А жаль, получилось бы, наверное, не менее впечатляюще, чем «живое» небо с молнией, громом и ливнем в одной из сцен.

В балете используется музыка Альфреда Шнитке, Дмитрия Шостаковича, Дмитрия Покрасса, Даниила Покрасса и других композиторов. Мацко говорит, что роман настолько многослойный, что музыкой одного композитора он никак не мог обойтись.




В «Мастере и Маргарите» Музыкального театра получилась выпуклая Москва 1930-х годов, с нависающим подсвеченным силуэтом Сталина на заднике сцены и безликой массой в масках. Я в балетах не специалист, но показалось, что хореографии не хватает отточенности. Если не показалось - у спектакля есть потенциал для совершенствования. Убедительна Маргарита в исполнении Анны Зубченко, не очень - Понтий Пилат - слишком нарядный и резвый, про больную голову и «шаркающую кавалерийскую походку» - это не про него. Допускаю, что придираюсь.

театр, Городок

Previous post Next post
Up