Как "лапотная" Российская Империя заложила основы советской космонавтики

Jun 20, 2017 04:16

Без этого уравнения космические корабли не смогли бы бороздить просторы...




image Click to view




Для вечно скулящих про "кухаркиных детей" будет интересна история получения образования Иваном Всеволодовичем Мещерским.

Википедия: "Он родился в Архангельске в небогатой семье мещанина. Начальное образование получил в Соломбальском приходском училище, затем в уездном училище. В 1871 году поступил в Архангельскую гимназию. Учитывая успехи в учёбе и «недостаточное состояние юноши», педагогический совет гимназии освободил его от платы за обучение, Мещерский даже получал небольшую стипендию. Окончил гимназию в 1878 году с золотой медалью. В аттестате была отмечена «любознательность весьма похвальная, и особенно к древним языкам и математике». В том же году поступил на математическое отделение физико-математического факультета Петербургского университета". Можно предположить, учился он там тоже бесплатно и тоже получал стипендию. Ибо "...произведенное в 1899-1900 гг. обследование материального положения студенчества Московского университета, наиболее многолюдного и едва ли беднейшего по составу слушателей, показало, что на 4000 студентов здесь было около 2000 неимущих, которые освобождены от платы за учение, а около 1000 человек из них, кроме того, получает стипендию различного размера; всего в год на это тратилось около полумиллиона рублей.В других университетах картина была примерно та же." С.С, Ольденбург. "Царствование Императора Николая II".

Состав студенчества Петроградского университета по сословиям в 1915 г.:



Огромное практическое значение исследований И.В. Мещерского в области механики точки переменной массы выявилось с достаточной полнотой лишь после окончания Второй мировой войны, когда человечество вплотную подошло (а затем и приступило) к освоению космического пространства. В это время появляется большое число глубоких теоретических исследований, посвящённых как специальным проблемам ракетодинамики и динамики тел переменного состава, так и значительному обобщению результатов исследований Мещерского. Опираясь на его труды, многие советские и зарубежные учёные разработали основные вопросы динамики произвольных изменяемых систем переменного состава. Технический прогресс в области реактивного движения наглядно показывает проницательность и глубину научных исканий Мещерского.

В историю науки Мещерский вошёл как основоположник механики систем переменного состава (переменной массы). Его исследования в этой области явились теоретической основой современной ракетодинамики.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Уравнение_Мещерского

А зародилось русское ракетостроение за несколько десятилетий до рождения Ивана Мещерского.


Выпускник Артиллерийского и Инженерного шляхетского кадетского корпуса генерал-лейтенант Александр Дмитриевич Засядко (1774 - 1837) разработал ракеты, которые имели дальность полета до 6000 метров (английские ракеты Конгрива - до 2700 метров). Высчитал, сколько пороха потребуется для полета такой ракеты на Луну. Впервые в мире построил ракетную установку, с которой можно было произвести залп сразу 6 ракетами. В турецкую кампанию 1828 года командовал осадной артиллерией под Браиловым и Варной. Ракеты при взятии этих крепостей сыграли наиглавнейшую роль.







Придумавший слово «самолёт», воспитанник Гатчинского сиротского института Аркадий Васильевич Эвальд в 1886 году построил модель самолёта с ракетным (пороховым) двигателем. После восемнадцатой переделки модель совершила успешный полёт с самостоятельным разбегом по земле и мягкой посадкой на собственное шасси. Данная модель была первой в мире моделью самолёта с реактивным двигателем, совершившей взлёт после разбега по земле.




В 1921г. в Москве русский учёный Николай Иванович Тихомиров основал Газодинамическую лабораторию (ГДЛ), которая вскоре переехала в Лениниград. После слияния с московской группой по изучению реактивного движения (ГИРД) (создана в 1931 г., руководитель Сергей Павлович Королёв) ГДЛ вошла в Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). С.П. Королёв был назанчен заместителем директора РНИИ.

В 1938 году Королёв был репрессирован, ему пришлось провести 2 года в тюрьмах и лагерях и 4 года ГУЛАГовских "шарашках" - конструкторских бюро лагерного типа: ЦКБ-29 и ОКБ-16.

А вот другому сотруднику ГДЛ и РНИИ - Георгию Эриховичу Лангемаку не повезло. В ходе "чистки" РНИИ ("детища Тухачевского") Лангемак и его коллеги - создатели легендарной "Катюши" были приговорены к расстрелу.

По ходу изучения истории советской науки и техники напрашиваются два вопроса:

- Зачем понадобилось расстреливать Лангемака и других ценных специалистов, когда их можно было просто посадить в шарашку как Королёва, и использовать их мозги на благо Советской Родины?

- А если бы расстреляли и Королёва, да и вообще масштаб и суровость репрессий в советском ракетостроении были бы сопоставимы с террором в советской разведке - стал бы Гагарин первым космонавтом?

Обо всём этом можно долго рассуждать, но есть все основаниия для такого вот вывода о космическом первенстве нашей Родины: для России оно закономерно, а для СССР - дело случая. Русский парень Юрий Гагарин мог бы и не стать первым космонавтом, равно как могло не состояться, по тем же причинам, изобретения лучшего в мире автомата Калашникова (АК-47).




И всё же, не смотря на то, что Королёв и другие недостреляныне специалисты трудились не покладая рук, первым летательным аппаратом в космосе стала немецкая ФАУ-2. 17 февраля 1943 года Фау-2 с приборами на борту была запущена по вертикальной траектории, и преодолелев высотную планку в 190 километров, ракета однозначно достигла космоса.

А первая советская баллистическая ракета Р-1 была копией Фау-2, её первый запуск состоялся в октябре 1948 года. В её создании приняли участие немецкие специалисты во главе с Гельмутом Греттрупом, бывшим коллегой и правой рукой Вернера фон Брауна.

Из воспоминаний выдающегося советского авиаконструктора Леонида Львовича Кербера (до революции - Леонида Людвиговича фон Кёрбер), сидевшего вместе с Королевым в "туполевской шараге":

"Сергей Павлович Королев, будущий создатель космических ракет, был доставлен из Колымы, где обушком добывал золотишко. Небольшого роста, грузный, с косо посаженной головой, умными карими глазами, скептик, циник и пессимист, абсолютно мрачно смотревший на будущее. "Хлопнут без некролога", -- была любимая его фраза. Вместе с А. Цандером трудился над ракетами и был осужден за то, что не понял, "что нашей стране ваша пиротехника и фейерверки не только не нужны, но даже и опасны", -- как говорил его следователь. "Занимались бы делом и строили бы самолеты. Ракеты-то, наверное, для покушения на вождя?" Понадобились Вернер фон Браун, Пенемюнде и Фау-2, чтобы о нем вспомнили. Когда же хватились, организовали на заводе Ильича новую шарагу и забрали его туда главным. Вознесенный на Гауризанкар лести, орденов, званий, почета и т. д., он сохранил старых друзей. Было весьма любопытно, когда на бывшей даче Калинина, недалеко от Останкино, за рюмкой коньяка он, оглядевшись и перейдя на шепот, вспоминал: "А помните, ребята, "трехтактного" Гришку Кутепова, обезьянник, свидания и пр." Особую пикантность придавала всему этому охрана дачи "главного конструктора", которую несли точно такие же попки и вертухаи, что и в ЦКБ-29.

"Знаете, ребята, самое трагическое состоит в том, что они не понимают, как все-таки много общего между тогдашней и сегодняшней жизнью. Я еще не отказался от мысли "хлопнут без некролога". Другой раз проснешься ночью, лежишь и думаешь: вот сейчас дадут команду, и те же охранники нагло войдут и бросят: "А ну, падло, собирайся с вещами""".
http://www.lib.ru/MEMUARY/KERBER/tupolewskaya_sharaga.txt




образование, наука, история, космос

Previous post Next post
Up