В России на начало 2017 года находятся ценные бумаги государственного займа правительства США на сумму около 100 млрд долларов. Зачем денежные власти финансируют экономику США? Можно ли этими средствами финансировать экономику России? Попытаемся разобраться с этим вопросом.
Еще 16-17 марта 2016 года российская общественность была проинформирована об очередном приобретении в январе 2016 года ЦБ России облигаций госказначейства (UST) США на сумму 4,8 млрд долларов и доведении суммы имеющихся облигаций до почти 97 млрд долларов США. На фоне снижения суммы долга США, которым владела Россия, с почти 140 млрд в декабре 2013-го до 66 млрд в апреле 2015-го постепенное повышение портфеля государственных облигаций США до почти 100 млрд вызвало волну дискуссий и просто разговоров на тему: почему в условиях кризиса, дефицита инвестиций и длинных дешевых денег для промышленности и бизнеса валютные средства вкладываются в экономику США вместо вложений в экономику России?
Для того чтобы понять суть процесса и ответить на злободневный вопрос, прежде всего, нужно понять всю сложность системы международных валютно-финансовых отношений.
Коснемся вопроса, как она сформировалась.
Основной причиной Великой депрессии 1927-1939 гг. и последовавшей за ней Второй мировой войны была неспособность существующей на тот момент системы международных расчетов удовлетворить нужды выросшего объема мировой торговли в денежных средствах и, как следствие, невозможность поддерживать платежные балансы стран-участниц. Необходимость решения этой проблемы породила стремление создать универсальную платежную систему, удовлетворяющую рост мировой экономики и сопутствующую торговлю.
Фото: UN Research Guides
Таковой стала система расчетов, оформленная Бреттон-Вудским соглашением в 1944 году в США. Опираясь на сконцентрированные к концу 1944 г. в Форт-Ноксе 85 % мировых запасов золота и позицию США как мирового товарного нетто-кредитора разрушенных войной национальных экономик, платежным и резервным средством стал доллар США. Эта история с некоторыми изменениями длится до настоящего времени. И по планам США должна остаться на ближайшие десятилетия.
Этим обстоятельством продиктована необходимость России использовать в расчетах с другими странами доллар и формирование резервов в этой валюте. Транзитивный переход на рыночные отношения экономики России после распада СССР определил не только необходимость иметь резервы в долларах США, но и использовать золотовалютные резервы (ЗВР) как инструмент обеспечения стабильности национальной валюты. В условиях сокращения экспорта или поступлений иностранной валюты на финансовый рынок РФ, как это случилось в результате обвала цен на нефть, часть ЗВР выбрасывается на валютный рынок для обеспечения предложения валюты и ограничений падения стоимости рубля.
Логика простая. Валюты мало, рубля много, спрос превышает предложение, и рубль дешевеет относительно основных мировых валют, что собственно и произошло в течение 2014-2015 гг.
Фото: facebook
Существует простая и устойчивая взаимосвязь и взаимозависимость, выраженная связкой: система международных расчетов, в которых участвует Россия, основное средство платежа - доллар США, золотовалютные резервы РФ, в которых основное место занимает доллар, эмитентом которого является американская Федеральная резервная система (ФРС).
На 1 января 2012 года объем мировой торговли, покрываемый расчетами в долларах, составлял 52 % от мировой, без учета стран Европейского союза. Вместе с ЕС это примерно 65 % мировой торговли. По окончании Первой мировой войны, по расчетам голландского ученого Ван дер Вее, этот объем также был порядка 65 %. Цифры показывают "вес" и влияние США в мировой экономике.
ВВП мировой экономики на 1 января 2015 был около 62 триллионов долларов США. Устойчивость американской валюты определяется не столько успешным развитием и функционированием экономики Штатов, сколько спросом на доллар как на валюту расчетов со стороны участников международной торговли. И обеспечивается спрос самим существованием системы расчетов с ФРС, МВФ, ГАТТ, МОТ и группой мирового банка во главе.
Россия не может торговать с другими странами вне существующих правил международных расчетов. Дилемма предельно ясна. Если бы страны, торгуя между собой, рассчитывались российским рублем, то международные резервы включили бы в себя основную валюту - рубль РФ. В этом случае покупка гособлигаций США выглядела бы смешной. Наоборот, все стремились бы покупать гособлигации казначейства РФ. Но увы! Ситуация в системе международных расчетов не рассматривает рубль как валюту платежа в мировой экономике. И виной тому отсутствие у России стратегии создания условий для возникновения зоны торговли рублем РФ, хотя в зоне торговых отношений стран БРИКС сделать это вполне возможно. В этом заключается и слабость, и потенциал российской экономики и международных позиций рубля РФ. Но это тема отдельной статьи.
Фото: Wikipedia
Отдельно нужно сказать о государственных обязательствах госказначейства правительства США. США выпускают облигации госказначейства, номинированные в национальной валюте, в то время как ФРС США эмитирует эти доллары для всей системы международных расчетов. Это обстоятельство определяет защищенность ценных бумаг казначейства, да и самого госдолга США и высокую ликвидность на финансовом рынке США. Вместе с тем доллары, которыми распоряжается правительство и ЦБ России, находятся не в России, а на корреспондентских счетах банков США, переходя в записи корсчетов ФРС. Соответственно, они либо лежат на депозите, либо просто на остатках счетов и не приносят дохода России по причине низких учетных ставок отделений ФРС от 0 до 0,2 %, либо имеют доходность ликвидных ценных и защищенных бумаг казначейства США. Размещение валютных резервов в долларах путем приобретения долговых ценных бумаг правительства США является естественным, экономически целесообразным и эффективным действием российских денежных властей.
Возникает вопрос: насколько мы этим действием поддерживаем экономику США и усугубляем состояние экономики России?
Прежде всего, нужно отметить, что правительство США, занимая деньги у России в долг, направляет их на нужды своего бюджета. А в бюджете США предусмотрено финансирование деятельности госучреждений Штатов, таких как ЦРУ и различные фонды, за ее пределами. В том числе финансирование цветных революций по всему миру (включая Россию) и боевиков ИГИЛ на Ближнем Востоке. Также и разрушительное присутствие вооруженных сил США на Ближнем Востоке, в Афганистане и, самое главное, деятельность НАТО.
Фото: photo-journal.by
Вдумайтесь в интересный факт! Финансирование цветных революций! Финансирование дестабилизации внутри самой России. Расширение НАТО на восток, строительство и размещение ПРО в Европе, маневры подразделений НАТО у границ Украины и России в бывшей советской Прибалтике, обучение подразделений вооруженных сил Украины владению оружием и оборудованием натовского стандарта. Обучение взаимодействию с подразделениями НАТО и многое другое, направленное против России. И все это - за счет Российской государственной казны! За счет финансирования Россией госдолга США!
На разрушение социальной стабильности России, на борьбу с российскими геополитическими интересами, на борьбу с национальной безопасностью России денежные власти отрядили около 100 миллиардов долларов США!
С другой стороны, учитывая изложенные выше обстоятельства и то, что размер ВВП США на начало 2016 года около 18 триллионов долларов и примерно такой же государственный долг, можно твердо сказать, что правительство США вполне спокойно может обойтись без 97 млрд долларов из России. Покупателей в мире - с избытком, правда, и очереди нет. Но вот куда девать доллары из золотовалютных резервов РФ, если не вкладывать в высоколиквидные и хорошо защищенные бумаги? И как тогда зарабатывать на них правительству РФ?
Другой волнующий вопрос: как, собственно, использовать ЗВР на нужды российской экономики?
Следует учесть особенность российской экономики и бюджета. Экономика сырьевая с избыточными углеводородами, и бюджет имеет доходы и определенную зависимость от этого сектора экономики. В 2008 году из стабилизационного фонда сделали два. Резервный фонд и Фонд народного благосостояния, каждый из которых пополняется доходами от продажи нефти и газа. У них разные функции. Первый обеспечивает регулирование нефтегазового дефицита бюджета, второй направлен на социальную защиту населения, в первую очередь защиту пенсионных накоплений от макроэкономических проблем российской экономики. Однако и тот, и другой включены в состав ЗВР РФ. Валютные резервы этих фондов могут быть направлены на поддержание устойчивости рубля в условиях повышения спроса на доллар и регулирование платежного баланса РФ.
Фото: hamodia.com
Логика использования этих средств на развитие промышленности России следующая. Российская экономика долгое время, до крымских событий, использовала доступ к международным финансовым рынкам для привлечения "длинных" и дешевых денег. Необходимость и обусловленность таких действий обеспечивала политика ЦБ РФ. Долларизация экономики РФ достигла и давно перешла критические отметки. Это произошло в силу того, что национальная валюта, вследствие поддержания высокой процентной ставки ЦБ РФ по отношению к анологичным ставкам ФРС, ЦБ Великобритании и ЕС, всегда была дороже иностранной. Соответственно, спрос на нее внутри экономики РФ был меньше. Доллар США в расчетах давно начал вытеснять рубль. Даже введение ограничений на использование доллара внутри экономики не повлияло серьезно на устоявшуюся тенденцию долларизации. А с 2007 года разница в стоимости денег подскочила в десятки раз. Можете подсчитать сами. Учетная ставка ФРС США в 2007 году была 0,5-0,75 %. На начало 2009-го - 0-0,2% годовых. Соответственно, кредиты и стоимость инвестиционных денег составляли порядка 1,5-2,5 % годовых. Кредиты в РФ как короткие, так и длинные составляли и составляют 12-22 % годовых в зависимости от колебаний учетной ставки ЦБ РФ.
Иными словами, существует мнение, что доллары из ЗВР в части указанных фондов могут и должны заменить "длинные" дешевые деньги, привлекаемые ранее с мировых финансовых рынков. Так ли это?
Наверное, это можно было бы сделать через предоставление целевых валютных кредитов, например, для нужд ВПК, для обеспечения критического импорта. Но увы! Это нереально по причине санкционной политики запада. Остается простая продажа валюты на финансовом рынке и перевод ее в рубль с предоставлением в форме инвестиций или кредитов через уполномоченные банки пулу реципиентов промышленности РФ.
Но и это вряд ли возможно. Такая продажа - это увеличение денежной массы внутри экономики, что ведет к увеличению инфляции. Регулирование денежной массы рубля внутри экономики - это прерогатива и прямая функция ЦБ. Для этих целей у него есть соответствующие инструменты регулирования. Продажа валюты в объемах 100 млрд долларов - это двойной удар по экономике РФ. Ослабление резервов в иностранной валюте и возможности регулировать спрос и предложение на рынке валют, что чревато обвалом рубля в текущих условиях колебаний и низких цен на нефть с одной стороны и проблемы с регулированием денежной массы с другой.
Фото: fb.ru
Однако у этих средств есть еще одно назначение. И это уже совсем другая история! Вот об этом и стоит поговорить вслух. Как было изложено выше, углеводородная часть бюджета пополняется от экспорта углеводородов, то есть в долларах, продаваемых на внутреннем рынке. Когда в 2014 году цены на нефть пошли вниз и достигли непрогнозируемых и не заложенных в принятый бюджет РФ 2015 года отметки, это привело к тому, что ЦБ просто обвалил курс рубля в ручном режиме, чтобы не расходовать средства ЗВР для нужд бюджета. Вместо 165 млрд долларов в 2014 году используемых для финансирования бюджета в 2015 было использовано 65 млрд. Их хватило, чтобы выполнить бюджет в условиях сокращения доходов от углеводородного экспорта.
Иными словами, долларов потратили меньше на 100 млрд, но количество рублей для бюджета сохранили, обвалив стоимость национальной валюты и национального богатства всех россиян.
А ведь можно было не обваливать рубль!
Нужно было всего лишь профинансировать не госдолг США, а госдолг РФ. И все!
Для выполнения бюджета-2015, да и последующих 2016 и 2017 годов, вместо удешевления рубля можно и нужно было увеличить государственный долг РФ всего лишь на 1,6 % ВВП, выпустив ценные бумаги правительства на сумму недостающих в бюджете углеводородных долларовых средств и разместив их в обмен на доллары, которые были направлены на приобретение ценных бумаг правительства США. ЦБ РФ и экономический блок правительства вместо финансирования собственного дефицита бюджета, возникшего по причине падения цен на нефть, профинансировали экономику, дефицит бюджета США, удешевив при этом стоимость национального богатства России для всех ее сегодняшних и будущих, еще не родившихся граждан в два раза.
Интересно сравнить цифры размеров государственного долга РФ и других стран. У Британии госдолг 96 % ВВП. Минимальный размер госдолга для стран Еврозоны - 60 % ВВП. Италия имеет долг 136 % ВВП, США - 118 %, Япония вообще 240 %. Россия имеет госдолг 11,8 % ВВП в 2015 г. Вот такая вот арифметика.
Сравнивая вышеизложенные цифры, поневоле задаешь себе вопрос, что мешало экономическому блоку повысить на 1,6% госдолг РФ в 2015 году?
Для справки: утвержденный на 2017 г. госдолг бюджета РФ уже увеличен до 13 % ВВП. В начале экономический блок удешевляет международную стоимость рубля и национального богатства, а затем повышает величину госдолга на тот размер, который был бы достаточен для того, чтобы не девальвировать рубль. Это вне всякой здоровой экономической логики!
Из изложенного возникает понимание того, Сергей Глазьев прав в том, что денежные власти так или иначе работают на экономику США, а не России.
Можно сделать два заключения из изложенного выше.
Доллары в составе золотовалютных резервов и сами ЗВР экономически и в силу своего функционального назначения предназначены для иных целей, чем использование в механизмах кредитования или инвестиций экономики страны. Но они могут быть направлены на финансирование бюджета страны.
На текущий момент дефицит валютных поступлений в бюджет от экспорта углеводородов составляет примерно 100 млрд долларов.
Вместо того чтобы обваливать в два раза национальную валюту, обесценивая национальной богатство России, следовало бы финансировать госдолг собственной страны, приобретая долгосрочные обязательства России, а не США.
Дмитрий Чистилин